Все надписи на разных покрышках, как правило, однотипны (за исключением обозначения покрышек в США), и их расшифровка достаточно легка и, чтобы прочитать надписи на шинах, нам не понадобится уйма информации и инструкций, а разные производители шин придерживаются чаще всего одного стандарта (по крайней мере, Ваш преданный слуга ни разу не встречал какой-либо покрышки, которая была бы обозначена как-то странно и нестандартно) из двух основных: европейского и американского.
Для начала общая схема шины и надписи на её боковине, а ниже - полная расшифровка этих надписей.
Итак, давайте начнём от простого к более объёмному:
Марка шины
Марка - это, собственно, бренд, компания, которая изготовила шину. Как правило, марка на шине обозначается самыми большими выделяющимися буквами, и Вы это слово как минимум уже не раз слышали: Bridgestone, Pirelli, Michelin, Nokian, Yokohama, Gislaved, Кама, Белшина - вот лишь очень ограниченный список наиболее покупаемых марок покрышек.
Модель и логотип шины
Модель шины - тоже текстовое имя собственное большими буквами - как правило, размер букв такой же, как и у надписи марки шины, либо в редких случаях немного мельче. Производители шин часто создают целую серию шин с аналогичными технологиями и свойствами и эксплуатационными характеристиками и называют эту серию одной моделью. Беря в пример надписи из иллюстраций выше, Bridgestone использует название модели "Potenza" на многих своих шинах, обращаясь к водителям, которые предпочитают высокопроизводительные спортивные шины, в противовес моделям "Turanza" на многих других покрышках, предназначенных для менее агрессивной езды.
Логотип шины, как правило, относится ко всему бренду и потому указывается рядом с маркой шины, но бывает, что и возле надписи модели, как в примере с той же "Потензой" - Вы можете увидеть на картинке выше.
Кроме того, рядом с моделью - чаще справа от неё - может наличествовать название серии, которая может обозначать небольшой ряд модификаций покрышки с определёнными эксплуатационными показателями. Это довольно специфическая идентификация общих характеристик этой шины, чаще всего независимо от её размера. К примеру, покрышки модели Potenza сильно различаются по производительности, но серия схожих по характеристикам шин этой модели практически идентичны. А идентичность эта может быть по следующим параметрам:
- Технология изготовления
- Рисунок протектора
- Общий дизайн
- Эксплуатационные свойства
Размеры шины
На самом деле, надписей с теми или иными размерами в тех или иных измерениях на шине довольно много, но главные из них и, пожалуй, самые важные надписи на покрышке вообще после марки и модели - это её типоразмер, от которого зависит, получится ли её вообще одеть на диск Вашего автомобиля или нет. Обычно типоразмер имеет вид "XXX/YY RZZ", где XXX - это какое-либо число ширины покрышки (именно трёхзначное число чаще всего на легковых авто, в примере - 225), YY - какая-либо цифра высоты покрышки от обода до протектора (двузначное число на легковых автомобилях, в примере - 45), R - обозначение типа корда шины, и ZZ - диаметр покрышки (в примере - 17). Теперь подробнее о каждом размере:
- Ширина покрышки - указывается в миллиметрах. Это самое важное число при расчёте пятна контакта шины.
- Профиль (высота) покрышки - указывается уже в процентах от ширины покрышки. Это высота от самой близкой к центру круга шины точки обода до начала протектора. Так как она измеряется в процентах от ширины покрышки, то при одинаковой величине профиля, но разной ширине двух шин высота (в её абсолютной величине) той шины будет больше, которая шире.
-
Надпись "R" - означает, что шина радиальная (а не радиус шины, как полагают многие). Почти у любой автомобильной шины есть корд (но его нет на покрышках велосипедов, некоторых мотоциклов и другого лёгкого транспорта) - это такая тонкая переплетённая между собой проволока, которая расположена внутри покрышки в области её протектора. А вот в боковинах шин чаще всего корд состоит из капроновых нитей, также переплетённых между собой. Собственно, надпись на боковине шины "R" говорит нам, что корд переплетён радиально - то есть "ёлочкой" - нити проволоки проходят по-диагонали относительно направления шины (рисунок ниже). Есть ещё диагональные шины, но они такая редкость и пережиток прошлого, что Вы вряд ли встретите их сегодня, если Вы не счастливый обладатель ретроавтомобиля или гоночного болида.
-
Диаметр покрышки - именно диаметр, а не радиус, как полагают многие - это расстояние от самых удалённых (противоположных) точек окружности обода шины (см. рисунок выше со стрелками). И здесь нас ожидает ассорти из единиц измерения: если ширина измеряется в миллиметрах, профиль - в процентах, тип шины - обозначается индексом, то диаметр и вовсе измеряется в дюймах - как всё непросто, не правда ли?!
Индексы скорости и нагрузки
Чаще всего рядом с типоразмером шины расположена надпись индекса скорости и нагрузки, и в подавляющем большинстве случаев оба этих индекса расположены рядом друг с другом: сначала индекс нагрузки в виде двузначного числа, затем индекс скорости в виде одной заглавной буквы латинского алфавита. Так, в примере выше 94 означает максимальную нагрузку на одну покрышку не более 670 кг и, а буква Y - максимальную скорость не более 300 километров в час.
Почти невозможно найти дорогу общего пользования в России, где Вы сможете легально, не нарушая ПДД, ездить быстрее, чем номинальная максимальная скорость, указанная практически для любой шины. Тем не менее, индекс скорости (как и индекс нагрузки) является очень важным фактором безопасности при покупке шин. В таблицах ниже приведены расшифровки индексов скорости и нагрузки.
Расшифровка индекса нагрузки на шину
Индекс нагрузки | Максимальная нагрузка, кг | Индекс нагрузки | Максимальная нагрузка, кг | |
---|---|---|---|---|
71 | 345 | 91 | 615 | |
72 | 355 | 92 | 630 | |
73 | 365 | 93 | 650 | |
74 | 375 | 94 | 670 | |
75 | 387 | 95 | 690 | |
76 | 400 | 96 | 710 | |
77 | 412 | 97 | 730 | |
78 | 425 | 98 | 750 | |
79 | 437 | 99 | 775 | |
80 | 450 | 100 | 800 | |
81 | 462 | 101 | 825 | |
82 | 475 | 102 | 850 | |
83 | 487 | 103 | 875 | |
84 | 500 | 104 | 900 | |
85 | 515 | 105 | 925 | |
86 | 530 | 106 | 950 | |
87 | 545 | 107 | 975 | |
88 | 560 | 108 | 1000 | |
89 | 580 | 109 | 1030 | |
90 | 600 | 110 | 1060 |
Расшифровка индекса скорости
Индекс скорости | Максимально допустимая скорость, км/ч | Предназначение для автомобилей или тип шин |
---|---|---|
L | 120 | Редкие внедорожники и лёгкие грузовики и запаска |
M | 130 | Редкие внедорожники и лёгкие грузовики и запаска |
N | 140 | Редкие внедорожники и лёгкие грузовики и запаска |
P | 150 | Редкие внедорожники и лёгкие грузовики и запаска |
Q | 160 | Шипованные и нешипованные зимние шины |
R | 170 | Лёгкие грузовики |
S | 180 | Семейные или большие автомобили, минивэны, неспортивные кроссоверы |
T | 190 | Большинство легковых автомобилей любых классов |
U | 200 | Большинство легковых автомобилей любых классов |
H | 210 | Большинство легковых автомобилей любых классов |
V | 240 | Спортивные седаны и купе |
W | 270 | Экзотические спортивные машины |
Y | 300 | Экзотические спортивные машины |
А теперь один нюанс: всё, что мы выше описывали по типоразмеру шин, относится к европейскому стандарту. Потому следует отдельно описать американский стандарт обозначения шин, а их целых два:
- Первый - достаточно простой: всё, что Вы читали выше, но перед обозначением добавляется одна из букв: "P" или "LT", что означает легковой автомобиль и лёгкий грузовик соответственно. Например, такое обозначение: P 225/45 R17. И всё это, конечно же, в любимых американцами дюймах.
-
Второй - немного сложнее: сначала идёт внешний диаметр покрышки, затем ширина и далее тип корда и внутренний диаметр. Например: 34×12.5 R18.
А ещё есть отдельное обозначение грузовых шин, которое Вы можете встретить на американских фурах (Фрейтлайнерах и других), к примеру: 10.00 R20, что означает высоту профиля покрышки и её диаметр - также в дюймах.
Другие обозначения
- "Tubeless" или "Tube Type" - означает, что шина предназначена для использования без камеры - бескамерная шина, или с камерой, соответственно.
- "Rotation" (+ нарисованная стрелка) - обозначает, что шина направленная, а стрелка указывает, соответственно, направление. Т.е. при монтировании шины на диск и/или установке колеса на машину, необходимо учитывать, чтобы стрелка была направлена в сторону вращения колеса при движении авто вперёд.
- "Outside" или "Inside" - означает, что шина ассиметричная - т.е. одна из её сторон всегда должна быть снаружи. Это необходимо учитывать только при монтировании такой покрышки на диск.
- "Made in ..." - указывает страну производства шины.
- M&S - означает, что шина предназначена для использования поздней осенью или ранней весной в межсезонье. Нередко такую надпись ставят на зимние и всесезонные шины.
- Надпись "Reinforced" означает, что шина усилена против ударов о края ям и разного рода других неровностей дороги.
- "Max Load" и число указывают на максимальную нагрузку на шину (наряду с индексом нагрузки).
- "Max Pressure" - указывают максимально допустимое давление в покрышке. Не следует путать его с рекомендуемым давлением производителя Вашего автомобиля - как правило, максимальное давление значительно выше рекомендуемого, например: в Kia Rio рекомендуемое давление составляет 2,1 атмосферы, а максимальное давление стоковых покрышек - 5 атмосфер.
- "Rain", "Aqua" или пиктограмма с изображением зонта под каплями дождя - означает, что шина адаптирована для использования в мокрую погоду и препятствует аквапланированию.
- Помимо обозначения "R" в типоразмере шины на её боковине также может быть прямое указание того, что она радиальная, соответствующей надписью "Radial".
- "Treadwear" (+ числовое значение) - класс износостойкости протектора - чем выше число, тем лучше.
- "Traction" (+ плюс буквенное значение) - класс тягового усилия шины - это способность шины остановиться на мокром асфальте, измеренная в контролируемых условиях на асфальтовых и бетонных поверхностях. Тяговые классы от высшего к низшему: "AA", "A", "B" и "C". Шина класса "AA" может иметь относительно более высокую производительность тяги, чем шина, градуированная классом ниже. Тем не менее, такие классы не принимают во внимание усилия шины в поворотах.
- Temperature (+ буквенное значение) - класс стойкости к температуре окружающей среды - представляет собой характеристику сопротивления шины при нагреве и её способность рассеивать тепло в ходе контролируемых условий лабораторных испытаний. Значения могут быть следующими: "A", "B" и "C". Сорт "C" соответствует минимально требуемой производительности по принятым стандартам безопасности. Т.е. температурный класс обозначает стойкость шины именно к высоким температурам, а не сохранение её пластичности при низких температурах.
- Помимо перечисленного, на боковине покрышки могут быть самые разные надписи, в зависимости от желания производителя шины.
Комментарии (2)
Про ширину и высоту профиля неверно! Ширина профиля - полная ширина шины, высота профиля полная высота от минимального до максимального радиуса. НО! Некоторые производители изготавливают шины с шириной профиля отличающейся от указанного как в большую так и в меньшую сторону. В большую сторону изготавливают для того, что бы в сравнительных тестах шина показала лучшие характеристики относительно конкурентов. Например у многих шин фирмы NOKIAN реальный размер больше указанного на 8-10 мм. Т.е. шина NOKIAN Hakka Green с указанным размером ширины профиля в 185 мм. имеет действительную ширину в 195 мм. А некоторые фирмы которые делают подделки или фирмы которые экономят на материалах изготавливают шины с меньшим реальным значением ширины профиля от указанного на боковине.
Про направления укладки корда тоже неверно - у радиальной корд направлен перпендикулярно (как правило нити из искусственных материалов) и параллельно (как правило нити из стали) оси вращения, у диагональной эти нити расположены под углом к оси вращения. У спортивных шин нередко в качестве корда используется кевлар.
Добавить комментарий