ABS расшифровывается как Anti-lock braking system, а по-русски - АБС - антиблокировочная система. В этой статье мы узнаем, как работает ABS и некоторые общие типы АБС.
Теория, лежащая в принципе работы антиблокировочной системы тормозов, проста: скольжение колес (когда точка контакта шины с поверхностью дороги скользит по отношению к дороге) имеет меньшую тягу , чем отсутствие такого скольжения - если вы застряли на льду, вы знаете, что если ваши колеса крутятся (буксуют), а автомобиль стоит, то у вас нет тяги. Это потому, что пятно контакта скользит по отношению ко льду. Предотвращая колеса от скольжения с помощью замедления, антиблокировочная система тормозов приносит пользу двумя способами: во-первых, вы более эффективно, то есть быстро остановитесь на скользкой поверхности, и вы сможете гораздо эффективнее управлять автомобилем до полной остановки, чем когда колеса заблокированы и скользят по поверхности.
Существуют четыре основных компонента системы ABS:
- Датчики скорости
- Насос
- Клапаны
- Контроллер
Датчики скорости
Антиблокировочная тормозная система должна каким-то образом знать, когда колесо собирается заблокироваться. Датчики скорости, которые расположены на каждом колесе, а в некоторых случаях в дифференциальной системе, предоставляют эту информацию.
Клапаны
Существует клапан в тормозной магистрали каждого тормоза, который управляется системой ABS. На некоторых системах, клапан имеет три положения:
- В положении №1 клапаны открыты, а давление от главного цилиндра передается вплоть до тормозов.
- В положении два клапан блокирует тормозную линию, изолируя тормоза от главного цилиндра. Это предотвращает рост давления в тормозной системе, которое непременно появляется, когда водитель начинает рефлексивно сильнее давить на педаль тормоза.
- В положении №3 клапан выпускает часть давления.
Насос
Насос, собственно, выполняет функцию создателя давления для эффективного торможения с помощью ABS.
Контроллер
Контроллер представляет собой компьютер - эдакий "командир", который реагирует на датчики скорости и управляет клапанами.
Как же работает ABS?
Есть много различных вариаций и алгоритмов управления для систем ABS. Мы обсудим один из самых простых систем.
Контроллер отслеживает датчики скорости всё время. Он реагирует на резкие замедления движения колёс. Прямо перед тем, как колесо блокируется, оно сначала, как правило, будет испытывать быстрое замедление. Проблема в том, что может занять до пяти-десяти секунд, чтобы остановить сравнительно тяжёлый автомобиль, который движется на скорости 60-90 км/ч. Зато колесо, в отличие от всего автомобиля в целом, остановится гораздо быстрее и будет просто скользить по асфальту.
Контроллер ABS снижает давление на тормоза, до тех пор, пока он не увидит ускорение кручения колёс, после чего он снова повышает давление на тормоза - и всё это происходит циклически до полной остановки авто. Разумеется, контроллер делает это очень быстро - до того, как покрышка, действительно, сможет существенно изменить скорость. Результатом является то, что шина замедляется с той же скоростью, как и сам автомобиль за счёт поддержания кручения колём очень близко к точке, в которой они начнут блокироваться. Это даёт системе максимальное тормозное усилие.
Когда система ABS находится в работе, вы будете чувствовать пульсирующие лёгкие удары в педаль тормоза - это происходит от быстрого открытия и закрытия клапанов. Некоторые ABS системы могут пульсировать с циклом до 15 раз в секунду.
Добавить комментарий