Приказ №664 МВД России вступил в силу 20 октября 2017 года. С этих пор действует новый регламент ГИБДД. Мы уже рассматривали основные изменения и выяснили, что кардинально новых прав, обязанностей инспекторам не дано, да и требований не возложено. Но есть всё же ряд основ, которые необходимо упомянуть в этой статье.
Итак, давайте вкратце приведём основные положения из нового Приказа и разберёмся, в каких правовых отношениях состоят обе стороны: сотрудник ДПС и водитель.
Прежде всего нужно чётко обозначить тот факт, что сам новый Приказ МВД 664 от 23.08.2017 (дата издания, а не вступления в законную силу) содержит в себе всего 3 пункта:
- он утверждает и узаконивает админрегламент ГИБДД,
- признаёт утратившим силу предыдущий приказ — №185,
- назначает ответственного за его исполнение.
А вот сам регламент устанавливает права и обязанности сотрудников органов России.
Что имеют право, а что обязаны сотрудники ГИБДД
По новому приказу, его пункту 6, инспектор ДПС на дороге имеет полное право:
- требовать от водителей и пассажиров прекратить нарушать, если те начали это делать;
- останавливать автомобили по установленным основаниям;
- проверять документы водителя, согласно ПДД, пункту 2.1.1, а также паспорта водителей, пассажиров и пешеходов;
- вызывать в полицию в установленном порядке граждан, если на них поступили заявления о нарушении (привет, "народный инспектор" и подобные), а вот организовывать привод нарушителей в случае неявки обычные сотрудники ГИБДД не могут — это делает участковый; порядок вызова граждан в полицию предусматривает только письменное требование, а не вызовы по телефону или смс;
- запрашивать практически любую информацию из СМИ, организаций, учреждений и т.п., в том числе персональные данные граждан;
- требовать покинуть места преступлений или нарушений в установленных случаях (введение специального режима);
- составлять протоколы и выносить постановления водителям-гражданам;
- применять меры обеспечения при нарушениях, такие как эвакуация, аннулирование регистрации (в регистрационных подразделениях) и т.п.;
- доставлять водителей, пешеходов и пассажиров в отделения ГИБДД и МВД в случае, если те находятся в розыске, им угрожает опасность и в другим случаях, если на то есть мотивированные основания;
- направлять и доставлять водителей в медучреждения для освидетельствования на опьянение, а также проводить освидетельствование на алкоголь на месте;
- проводить все виды досмотров и осмотров;
- вести видеосъёмку процессуальных действий и всех процедур;
- использовать установленные базы данных (базу штрафов, розыскную и т.п.);
- использовать машины граждан (а водители обязаны предоставить свои машины по его запросу, но только если у инспектора есть основания, об этом ниже).
Новый Приказ вводит и немало обязанностей. Их регулирует также административный регламент ГИБДД, Приказ 664 МВД РФ 2017 года в своём пункте 7:
- знать Конституцию РФ, права граждан, законы, относящиеся к нему самому и всё это неукоснительно соблюдать;
- по первому зову прибывать на место преступления или правонарушения;
- документировать процессуальные действия, если того требует законодательство;
- оказывать первую медпомощь пострадавшим в ДТП и других несчастных случаях;
- обеспечивать безопасность и пресекать любые нарушения;
- устранять условия, создающие угрозу безопасности дорожного движения, в том числе убирать, если это в их силах, препятствия с дороги;
- участвовать в розыске нарушителей;
- отнимать документы, если те имеют подозрения на подделку.
Какие права имеют водители, пешеходы и пассажиры
Но есть и права обычных граждан, которые также перечисляет новый Приказ МВД 664 от 20 октября 2017 года и предписывает сотрудникам ГИБДД защищать и уважать эти права:
- обжаловать действия сотрудников;
- получать компенсацию за нарушенные права и иные потери в случае незаконных наказаний;
- не свидетельствовать против себя и своих ближайших родственников (впрочем, это право, данное нам Конституцией);
- не давать показания и не свидетельствовать, если инспектор разговаривает с ними не на родном для них языке (и это должен быть не обязательно русский), или прибегать к услугам переводчиков;
- пользоваться всеми правами, которые дают любые другие нормативно-правовые акты (в том числе ПДД).
Про видеосъёмку инспектором и водителем
Регламентированы и требования по обязательной видео- или аудиосъёмке инспектором своих процессуальных действий, а также осуществлением таковой водителем при остановке его сотрудником ГИБДД. К таким требованиям, и также правам и обязанностям относятся:
- все административные процедуры ГИБДД при наличии такой возможности должны проводиться в фоне съёмки видеорегистратора с патрульной машины или переносного регистратора;
- все полученные видеозаписи должны приобщаться к материалам дела письменно;
- инспектор может пользоваться функцией видеозаписи вместо участия понятых при процессуальных действиях, где такое обязательно.
Водителю разрешается снимать инспектора ГИБДД. Несмотря на то, что прямого разрешения нет в новом Приказе 664, такое право водителю дают другие Федеральные законы, говорящие об открытости и публичности деятельности госорганов.
Остановка и её причины
Также расширены причины для остановки ТС сотрудниками ГИБДД. В новом Приказе их целых 14:
- увиденные признаки нарушения ПДД или других законов,
- ориентировки на водителя или пассажиров,
- ориентировки на автомобиль (розыск, угон и т.п.),
- опрос водителя или пассажиров,
- просьба в участии в процессуальных действиях в качестве понятого,
- использование ТС водителя в установленных законом случаях и по установленным основаниям,
- ограничение движения на данном участке дороги,
- для обеспечения проезда скорой помощи, если Ваш автомобиль этому мешает,
- для обеспечения проезда автомобилей других спецслужб, если Ваш автомобиль этому мешает,
- помощь водителя или пассажиров другим людям,
- спецмероприятия, проводимые в данный момент,
- если Ваш автомобиль неисправен, и это создаёт угрозу в дорожном движении,
- проверка документов (для которой должны быть свои основания) водителя, на автомобиль или груз,
- проверка паспорта водителя или пассажиров, если есть подозрения того, что они находятся в розыске, для составления материалов дела или для административного задержания.
При этом, сама остановка не обязательно должна подаваться жезлом — сотрудник ГИБДД по Приказу 664 может остановить ТС рукой, а также дополнительно пользоваться свистком. Инспектор при остановке обязан указать место остановки (также рукой). При этом, все жесты инспектора ДПС должны быть понятны водителю.
Место остановки должно быть без нарушений ПДД, если того не требует исключительная нужда остановки именно в этом месте.
При остановке инспектор должен сразу же подойти к машине, назвать причину остановки, представиться и по требованию водителя предъявить служебное удостоверение.
Если водитель что-то нарушил, то инспектор вправе задавать ему вопросы, только касающиеся данного нарушения.
Обязан ли водитель выходить из машины?
Нет, не обязан в большинстве случаев, кроме исключений. Согласно действующему новому приказу, сотрудник ГИБДД может только предложить водителю выйти из машины.
А вот законное требование инспектора выйти из авто, от которого водитель не может отказаться, может быть только в случаях, когда это требуется для досмотра автомобиля, личного досмотра, задержания водителя или отстранения от управления ТС. В первых трёх случаях предварительно должен быть составлен соответствующий протокол об одном из перечисленных процессуальных действий, а в последнем — протокол отстранения.
Остановка пешехода
А вот для остановки пешехода у сотрудника ГИБДД должны быть свои причины (основания), и их гораздо меньше:
- если сотрудник увидел, как пешеход нарушил,
- если пешеход нужен как понятой или свидетель для опроса,
- если инспектор регулирует движение.
Аналогично остановке автомобиля, при остановке идущего человека инспектор может это сделать рукой или через громкоговоритель.
После остановки называется причина остановки, сотрудник ГИБДД представляется.
Проверка документов
Как мы уже упоминали выше, для проверки документов водителя у инспектора ДПС по приказу №664 должны быть свои основания. Вот они:
- ориентировки на водителя или автомобиль,
- если водитель нарушил ПДД,
- спецмероприятия,
- регулирование дорожного движения (когда инспектор является регулировщиком).
Это исчерпывающий список причин проверки документов. И если названная инспектором причина не относится ни к одной из вышеперечисленных, то и остановка ТС неправомерна.
Проверка технического состояния авто (в том числе ксенон)
Вот мы дошли и до законных причин для проверки техсостояния машины. К их числу относятся и ограничиваются ими:
- визуально обнаруженные признаки использования компонентов авто, которые не составляют его конструктивную целостность (проще говоря, признаки изменения конструкции, к числу которых относятся и ксеноновые лампы в фарах с блоками разжигателей — если инспектор издалека увидел ксенон на транспортном средстве, которое может не подходить для установки ксенона по маркировке фар или по другим причинам),
- информация о причастности автомобиля к ДТП,
- ориентировки на автомобиль,
- спецмероприятия.
Административное задержание
Как и ранее, сотрудник ГИБДД может провести задержание водителя, пассажиров или пешехода. Это право даёт ему новый Приказ 664 МВД и регламент, текст которого даёт ему следующее основание для задержания — необходимость в правильном и/или своевременном рассмотрении дела о нарушении либо исполнения наказания лицу, в отношении которого такое мероприятие проводится.
При этом водителя доставляют на пост или в дежурную часть, но только где имеется специальная комната для задержанных. При этом, лицу даётся право в течение 3 часов позвонить по телефону 1 раз.
Ему в обязательном порядке должны быть разъяснены причины задержания, а также его права и обязанности при осуществлении такового.
И самое главное — перед этим обязательно составляется протокол задержания, который должен быть вручён водителю на подпись.
Задержание должно также предваряться личным досмотром и досмотром личных вещей, но это уже непосредственно перед отправлением "арестанта" в спецкомнату.
Осмотр и досмотр автомобиля
Эти две административные процедуры очень связаны. В то же время они имеют существенно различающийся между собой корень, а также причины для их проведения.
Осмотр
Основаниями для осмотра являются:
- проверка маркировки автомобиля или его компонентов,
- ориентировки на машину или водителя,
- если груз в авто не соответствует документам или есть подозрение на такое несоответствие.
Перед осмотром обязательно составляется акт осмотра и вручается на подпись водителю. Осмотр должен проводиться в присутствии водителя. При осмотре инспектор не может открывать самостоятельно двери, трогать вещи и т.п., а только попросив водителя об этом.
Досмотр
Законными причинами для проведения досмотра по приказу №664 и новому регламенту являются:
- подозрение инспектора в том, что в автомобиле перевозятся наркотики, оружие или другие запрещённые законом вещи,
- ориентировки на автомобиль или водителя,
- спецмероприятия,
- задержание водителя или пассажиров.
Досмотр должен делаться без вскрытия конструктивных компонентов машины. Что это значит? Например, сотрудник ГИБДД при досмотре не имеет права вскрывать обшивку, снимать пластиковые панели и т.п. Но он может вытащить прикуриватель, открыть бардачок и т.п. Также следует помнить, что если инспектор открывает сумки в машине, то это уже досмотр личных вещей, о чём должен быть составлен отдельный протокол.
Досмотр, как и осмотр, делается в присутствии водителя, при этом, водитель должен выйти из машины перед этим. Но, в отличие от осмотра, он может в исключительных случаях (исключительные, к сожалению, на усмотрение инспектора, но объективные) досмотр может проводиться без водителя.
При досмотре обязательна видеосъёмка процесса инспектором или привлечение двоих понятых (раньше были только понятые).
Отстранение и освидетельствование на опьянение
Пожалуй, один из самых ёмких по содержанию в приказе МВД РФ 2017 процедур — это выявление факта опьянения водителя. Существует 2 вида освидетельствования:
- освидетельствование на алкогольное опьянение (ОСАО), которое проводится забором пробы воздуха прибором на месте,
- медосвидетельствование (МОСО), когда водителя отправляют в медучреждение на освидетельствование.
ОСАО устанавливает только алкогольное опьянение, МОСО — алкогольное и наркотическое. Но перед обеими процедурами проводится отстранение водителя от управления автомобилем. Об отстранении составляется соответствующий протокол и вручается на подпись водителю. После этого водитель обязан выйти из машины.
Основаниями для проведения ОСАО являются практически любые данные, позволяющие инспектору предположить, что водитель пьян: запах алкоголя, покрасневшие глаза, если водитель не стоит на ногах, если его лицо красного цвета или поведение не соответствует окружающей обстановке.
При проведении ОСАО привлекаются также 2 понятых или ведётся видеозапись. При этом, дыхнуть в нос инспектору — это не освидетельствование. ОСАО проводится только специальным прибором, который обязательно должен распечатать результат с измеримой степенью опьянения в миллиграммах на литр выдыхаемого воздуха на бумаге. На сам такой прибор должен быть сертификат и акт поверки. И инспектор ДПС обязан рассказать водителю эту информацию, а также показать целостность клейма прибора.
ОСАО проводится либо на месте, либо на ближайшем посту, если прибора с собой у инспектора не оказалось. После проведения процедуры составляется акт освидетельствования, в который пишется результат. Водитель считается пьяным, если результат составляет более 0,16 мг/литр воздуха в выдохе.
Если ОСАО проводилось на посту, а не на месте нарушения, то после его проведения, если выяснилось, что водитель трезв и нет оснований для направления его на МОСО, сотрудник ГИБДД обязан привезти его обратно к машине.
А вот законными причинами для отправки водителя на медосвидетельствование становятся:
- если водитель отказывается от ОСАО,
- если водитель не согласен с результатами ОСАО,
- если результат показал менее 0,16 мг/л или ровно эту величину, но инспектор считает, что водитель всё-таки пьян,
- если водитель участвовал в ДТП с участием пострадавших.
При направлении на МОСО инспектор ДПС составляет ещё один протокол (независимо от протокола отстранения и акта освидетельствования) и вручает на подпись водителю. Сотрудник должен сам на патрульном автомобиле отвезти водителя в медучреждение на МОСО, а потом привезти его обратно, если результат будет отрицательный.
Комментарии (1)
Спасибо за информацию!!!!!
Добавить комментарий