Утеря товарной стоимости автомобиля обязательно должна быть возмещена при компенсации страховой компанией (или напрямую виновником дорожно-транспортного происшествия) в полной мере.
Утеря товарной стоимости (УТС) автомобиля это не какой-то бонус и далеко не моральный вред за участие в ДТП, это уменьшение цены машины потерпевшего из-за его участия в ДТП, а, точнее, из-за восстановления и ремонта машины, ведь ремонт машины как таковой означает уменьшение её долговечности, и любой ремонт, соответственно, уменьшает цену на автомобиль на определённую величину. Тем временем, Верховный суд обязал все страховые компании выплачивать утраченную стоимость автомобиля соответствующим постановлением:
Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации № 2 от 29 января 2015 г.
29. К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утраченная товарная стоимость, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.
А Федеральный закон "Об ОСАГО" обязывает возмещать реальный ущерб пострадавшему в ДТП.
Итак, для расчёта утери товарной стоимости транспортно средства существует целый ряд методик, но мы рассмотрим только основные из них, которые применяются независимыми экспертами и судебными экспертами на основании закона. К таковым методикам относят методику Минюста РФ - она считается "официальной" и чаще всего именно данная методика используется судебными экспертами, методика РД (руководящего документа), которая также иногда применяется в судебной оценке УТС.
Следует также отметить тот факт, что практически при любой методике расчёта УТС, проводить такой расчёт невыгодно, если автомобиль имеет уровень износа более 40%, а его возраст достиг 5 лет, потому что стоимость УТС прямо пропорциональна стоимости автомобиля на момент наступления ДТП. Кроме того, следует иметь в виду, что если Вы обращаетесь по страховому случаю по КАСКО, то Вы также законным способом можете возместить утерю товарной стоимости, и порядок расчёта УТС в этом случае будет аналогичен.
Как рассчитать УТС по методике Руководящего документа?
Это, пожалуй, самый сложный порядок расчёта потери товарной стоимости автомобиля, который самостоятельно рассчитать Вы вряд ли сможете из-за очень сложной формулы, которая читается только обладателями математических знаний, но применяется он шире всех остальных, но, в основном, только на машины иностранного производства. Вообще, мы приведём упрощённый расчёт стоимости УТС, потому как официально произведённый расчёт Вами никто нигде не примет, и будет носить только справочный характер. Однако, для более или менее точного определения стоимости УТС данный расчёт вполне подойдёт.
Итак, расчёт УТС по методике РД начинается с суммирования общей утери товарной цены по формуле:
Уобщ.=Уэл.+Укар.+Уокр.+Укуз.
где:
- Уобщ. - это и есть общая УТС
- Уэл. - это стоимость ремонта всех съёмных элементов кузова;
- Укар. - это стоимость ремонта всех несъёмных элементов кузова, которые составляют собой каркас кузова;
- Уокр. - это стоимость полной или частичной покраски кузова;
- Укуз. - стоимость работы по замене кузова либо по ремонту такого количества и качества элементов этого кузова, которое нарушает общую конструктивную геометрию кузова.
И так далее, в зависимости от наличия тех или иных проведённых работ по ремонту автомобиля производится расчёт каждой из указанных формул. Давайте посмотрим на эти формулы:
Порядок расчёта УТС при ремонте (ремонт включает здесь и замену) всех съёмных элементов кузова:
m
Уэл.=K2•ΣK1•Цi
1
где:
-
K1 - это коэффициент изменения размера УТС в зависимости от способа или характера ремонта;
-
Цi - это розничная цена детали, которая подвергается ремонту, в рублях;
-
K2 - это коэффициент изменения размера УТС в зависимости от степени износа деталей.
-
m - число ремонтируемых съёмных элементов.
Как рассчитать УТС по методике Хальбгевакса?
Это, пожалуй, самый простой метод расчёта утери товарной собственности автомобиля, и с помощью данной методики рассчитать УТС сможет любой желающий, даже не помня алгебры из школьной программы. Метод расчёта УТС Хальбгевакса широко распространён среди европейских экспертов, однако, в России некоторые считают его несостоятельным по той причине, что этот метод учитывает общую стоимость ремонта, и делает это достаточно плоско, даже если один вид ремонта привёл к большей потере товарной стоимости, нежели другой.
Формула расчёта по методике Хальбгевакса довольно проста и выглядит следующим образом:
УТС = (K÷100)•(ЦР+СО)
где:
- K - коэффициент максимальной величины УТС, определённый по таблице Хальбгевакса (см. ниже таблицу);
- ЦР - рыночная стоимость автомобиля с учётом его износа;
- СО - общая стоимость ремонта.
Таблица Хальбгевакса по определению максимального размера УТС для легковых автомобилей:
А-соотношение | В-соотношение | Не более 2 месяцев | Не более 6 месяцев | Не более 12 месяцев | Не более 24 месяцев | Не более 36 месяцев | Не более 48 месяцев | Не более 60 месяцев | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
I | 10-20% | a | >130 | 5,00 | 4,50 | 4,00 | 3,50 | 3,00 | 2,50 | 2,00 |
b | <130-100 | 4,50 | 4,00 | 3,50 | 3,00 | 2,50 | 2,00 | 1,50 | ||
c | <100-70 | 4,00 | 3,50 | 3,00 | 2,50 | 2,00 | 1,50 | 1,00 | ||
d | <70-50 | 3,50 | 3,00 | 2,50 | 2,00 | 1,50 | 1,10 | 0,50 | ||
e | <50-40 | 3,00 | 2,50 | 2,00 | 1,50 | 1,00 | 0,50 | - | ||
II | 21-33% | a | >130 | 5,25 | 4,75 | 4,25 | 3,75 | 3,25 | 2,75 | 2,25 |
b | <130-100 | 4,75 | 4,25 | 3,75 | 3,25 | 2,75 | 2,25 | 1,75 | ||
c | <100-70 | 4,25 | 3,75 | 3,25 | 2,75 | 2,25 | 1,75 | 1,25 | ||
d | <70-50 | 3,75 | 3,25 | 2,75 | 2,25 | 1,75 | 1,25 | 0,75 | ||
e | <50-40 | 3,25 | 2,75 | 2,25 | 1,75 | 1,25 | 0,75 | 0,25 | ||
III | 34-45% | a | >130 | 5,50 | 5,00 | 4,50 | 4,00 | 3,50 | 3,00 | 2,50 |
b | <130-100 | 5,00 | 4,50 | 4,00 | 3,50 | 3,00 | 2,50 | 2,00 | ||
c | <100-70 | 4,50 | 4,00 | 3,50 | 3,00 | 2,50 | 2,00 | 1,50 | ||
d | <70-50 | 4,00 | 3,50 | 3,00 | 2,50 | 2,00 | 1,50 | 1,00 | ||
e | <50-40 | 3,50 | 3,00 | 2,50 | 2,00 | 1,50 | 1,00 | 0,5 | ||
IV | 46-65% | a | >130 | 5,75 | 5,25 | 4,75 | 4,25 | 3,75 | 3,25 | 2,75 |
b | <130-100 | 5,25 | 4,75 | 4,25 | 3,75 | 3,25 | 2,75 | 2,25 | ||
c | <100-70 | 4,75 | 4,25 | 3,75 | 3,25 | 2,75 | 2,25 | 1,75 | ||
d | <70-50 | 4,25 | 3,75 | 3,25 | 2,75 | 2,25 | 1,75 | 1,25 | ||
e | <50-40 | 3,75 | 3,25 | 2,75 | 2,25 | 1,75 | 1,25 | 0,75 | ||
V | 66-90% | a | >130 | 6,00 | 5,50 | 5,00 | 4,50 | 4,00 | 3,50 | 3,00 |
b | <130-100 | 5,50 | 5,00 | 4,50 | 4,00 | 3,50 | 3,00 | 2,50 | ||
c | <100-70 | 5,00 | 4,50 | 4,00 | 3,50 | 3,00 | 2,50 | 2,00 | ||
d | <70-50 | 4,50 | 4,00 | 3,50 | 3,00 | 2,50 | 2,00 | 1,50 | ||
e | <50-40 | 4,00 | 3,50 | 3,00 | 2,50 | 2,00 | 1,50 | 1,00 |
Комментарии (1)
Добрый день.
Расшифруйте, пожалуйста, таблицу Хальбгевакса. Что такое А-соотношение, В-соотношение? Как определяется уровень износа?
Михаил.
Добавить комментарий