Транспортный налог хотят отменить

Сергей Иванов считает, что это должно радовать россиян, но похоже, что расплачиваться за сопутствующее повышение акцизов будут те, кто ездит много.
С.Портер

Со следующего года в России могут отменить транспортный налог, сообщил в пятницу вице-премьер Сергей Иванов, открывая заседание правительственной комиссии по транспорту и связи. «Сейчас прорабатывается этот вопрос», - сказал Иванов. По его мнению, автолюбителей это должно радовать, особенно тех, что ездят редко, но вынуждены платить налог наравне со всеми. По его словам, теперь объемы расходов автовладельцев на содержание автомобиля будут определяться "в первую очередь количеством потребляемого топлива".

Вице-премьер пообещал, что "ни при каком сценарии экономического развития страны" расходы на дороги уменьшаться не будут. Зато для наполнения федерального дорожного фонда, о создании которого на прошлой неделе объявил премьер Владимир Путин, увеличат акцизы на бензин – также с 2011 г. «Это является мировой практикой», - отметил Иванов. В дорожный фонд пойдет также плата за проезд по автодорогам общего пользования транспортных средств общей массой свыше 12 т и доходы от возмещения ущерба, наносимого автомобильным дорогам федерального значения.

Транспортный налог – социально чувствительная тема, поэтому инициативы по его реформированию до сих пор не получали развития. Так, одобренное в ноябре прошлого года Госдумой удвоение базовой ставки транспортного налога с 2010 г. Совфед с подачи председателя Госдумы Бориса Грызлова очень быстро вернул обратно для доработки. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов назвал тогда эти поправки мощным ударом по сотням тысяч семей, для которых автомобиль — единственный кормилец, и предпосылкой для разгона инфляции из-за удорожания перевозок.

Право определять абсолютные значения ставки (снижать до 10 раз и повышать до 5 раз) оставили региональным властям. Однако удвоение ставки транспортного налога властями Калининградской области в конце января стало поводом для беспрецедентного по массовости в современной России митинга под политическими лозунгами. Митинг привел к снятию с должности куратора области в администрации президента Олега Матвейчева.

На прошлой неделе Госдума рассмотрела и отвергла предложенный главой фракции ЛДПР Игорем Лебедевым проект изменений в Налоговый кодекс РФ, касающихся отмены транспортного налога и включения его в розничную стоимость бензина. Профильный комитет Госдумы по бюджету и налогам посчитал, что нововведение сырое и приведет к повышению цен на топливо.

Дорожные фонды в России тоже уже были. В 1991 г. был принят закон «О дорожных фондах», которые пополнялись за счет некоторых налогов, например на ГСМ. В 2001 г. федеральный фонд ликвидировали, заменив системой прямого финансирования; региональные исчезли в 2003 г. По словам министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, дорожный фонд был ликвидирован по двум причинам. Во-первых, доходы в него были связаны с оборотным налогом, "который подрывал экономическую активность". Во-вторых, были вопросы к "прозрачности расходования средств из фонда".