Вы здесь

Что такое “тормозить двигателем”?

Тормозить двигателем

Торможение двигателем происходит, когда педаль акселератора полностью отпущена и включена передача. В такой ситуации уже не двигатель вращает колеса, а наоборот.

Автомобиль вынужден тратить на это накопленную кинетическую энергию и поэтому останавливается быстрее, чем на «нейтрали». Пока обороты двигателя не упадут до минимума.

Что именно тормозит машину?

Основную роль играет совсем не механическое трение. В бензиновых двигателях основным «тормозом» являются так называемые насосные потери. Если дроссельная заслонка закрыта, провернуть коленчатый вал намного сложнее, чем при открытом.

Но в дизельных двигателях дроссельные заслонки встречаются редко. В основном они устанавливались на очень старые двигатели для обеспечения работы вакуумного усилителя тормозов.

Но дизельные двигатели также замедляются, а иногда даже лучше из-за высокой степени сжатия, которую труднее вращать без сгорания в цилиндрах, чем бензиновому двигателю.

На дизельных грузовиках иногда используется так называемый каботажный тормоз - заслонка, закрывающая выхлопной тракт. Торможение двигателем еще более значимо.

Всегда ли экономится топливо?

Когда-то давным-давно при приближении к светофору на карбюраторных машинах имел смысл выключить передачу, скользить.

При отпускании дроссельной заслонки и включенной передаче под дроссельной заслонкой образовывался значительный вакуум, что приводило к увеличению расхода топлива через систему холостого хода.

С 70-х и 80-х годов были введены так называемые экономайзеры с принудительным холостым ходом (EPHH): «принудительный» означает, что двигатель переключает кинетическую энергию автомобиля, а не сжигание топлива. EPHH полностью отключает подачу смеси, если дроссельная заслонка закрыта и частота вращения превышает минимальную скорость холостого хода. 

Механическая коробка передач

Торможение двигателем вручную используется в трех основных ситуациях.

  • Подходим к месту остановки (например, на светофоре).
  • Езда на длинных спусках в горных условиях, когда тормоза могут перегреваться, особенно если есть прицеп, не оборудованный собственной тормозной системой. Альтернативы правильному торможению двигателем просто нет.
  • Третья ситуация катастрофическая. Вышли из строя рабочие тормоза. В этом случае для остановки необходимо последовательно переключать передачи на низшую. Спортсмены часто используют подобную технику. Это требует некоторого мастерства.

Автоматическая коробка передач

Автоматическая коробка передач также может передавать крутящий момент от колес к двигателю. Полный эффект достигается при блокировке гидротрансформатора.

В этом случае машина напоминает механическую коробку передач с включенной передачей. Они контролируют блокирующие «мозги».

В режимах, когда двигатель нужно притормозить, обычно его не выключают до последней остановки. И вы можете не только отпустить дроссельную заслонку, но и переключать понижающие передачи при замедлении с помощью селектора или лепестков.

Что делать, если вариатор?

В большинстве вариаторов используется гидротрансформатор с теми же принципами работы, что и в автоматических трансмиссиях.

Он также блокируется в большинстве дорожных ситуаций. Поэтому торможение двигателем в машине с вариатором реализовано аналогично, а вручную на спуске можно зафиксировать одну из виртуальных «пониженных передач».

Робот

В алгоритме управления роботизированной коробкой зашивается удержание передачи при отпускании педали акселератора. Сцепление или муфты остаются замкнутыми, колеса вращают двигатель, что имеет тормозной эффект.

Но какую ступень выберет электроника, более низкая для торможения или более высокая для экономии топлива, зависит от конфигурации конкретной машины. В любом случае в горах, как и в других типах коробок, есть смысл использовать пониженные передачи для повышения безопасности.

Торможение и кондиционер

Чем больше дополнительных агрегатов, которые подключены к двигателю, таких как компрессор кондиционера или насос гидроусилителя руля (это тоже считается мощным генератором), тем выгоднее будет ехать на стоп-сигнал с включенной передачей.

Ведь все эти устройства в момент торможения двигателем крутят колеса, а не топливо, сгоревшее в двигателе.

Во время жары

По сравнению с холостым ходом торможение двигателем помогает снизить температуру двигателя в жаркую погоду. В цилиндрах нет горения, а значит не выделяется тепло. А поршни усиленно качают воздух, охлаждая камеру сгорания.

Насос охлаждающей жидкости обеспечивает хорошую циркуляцию, поскольку его частота вращения выше, чем на холостом ходу, когда шестерня выключена и задействована рабочая тормозная система.

Расход масла и торможение

Вакуум во впускном тракте двигателя, работающего в режиме принудительного холостого хода на высоких оборотах больше, чем в любом другом режиме.

Но если система вентиляции картера чистая и подлежит ремонту, а сальники двигателя не изношены, повышенного расхода масла не будет.

В противном случае нужен ремонт, а не катание на лошадях.

Вывод

Сегодня торможение двигателем жизненно необходимо на крутых горных дорогах. В остальных случаях современные автомобили оснащены ABS и ESP, тормозят надежно и стабильно даже на скользкой дороге.

Однако владельцам автомобилей с механической коробкой передач мы рекомендуем всегда использовать моторный тормоз: безопасность движения от этого только выиграет. Другим автовладельцам не о чем беспокоиться, их машины делают это автоматически.

Добавить комментарий

Вы выделили текст, содержащий ошибки:
Пожалуйста, напишите, как нам необходимо исправить выделенный Вами текст. Затем просто нажмите кнопку "Автор - двоечник".
Вы выделили текст, содержащий ошибки:
Пожалуйста, напишите, как нам необходимо исправить выделенный Вами текст. Затем просто нажмите кнопку "Автор - двоечник".