Что такое балансировка колёс? Каждый раз, когда Вы будете "переобувать" шины с летних на зимнюю или наоборот, либо будете заменять покрышки или диски на новые, работник шиномонтажа предложит отбалансировать колёса либо даже сделает это по умолчанию. Балансировка эта нужна для того, чтобы не бил руль и усиленно не изнашивались элементы подвески (подшипники шаровой и другие). Но как именно балансировка колёс предотвращает такое биение руля и износ?
Для чего нужна балансировка?
Колёса вращаются, и делают они это чаще всего довольно быстро. Но есть небольшая проблема — заключается она в одном законе физики. Если у колеса одна часть хоть чуточку тяжелее другой части, то при кручении эта разность тяжести импульсивно увеличится в десятки раз, так как центробежная сила увеличивает такую нагрузку. Если говорить проще, то при вращении колеса, у которого вес в разных частях его окружности несколько отличается, центр этого колеса тянет в ту сторону, где вес колеса выше. Такой же эффект, только более ярко выраженный и наглядный, к примеру, будет, если одеть на палец какое-нибудь колёсико и начать вращать его; затем к этому колёсику в любое место прилепить жвачку и снова раскрутить его — Вы почувствуете дисбаланс при вращении, так как палец будет тянуть по кругу в ту сторону, где в данный момент времени будет находиться место окружности колёсика с прилепленной жвачкой.
Практически у любого колеса присутствует такая разность масс в разных частях. Этому способствует как минимум бескамерный клапан, который расположен в определённом месте диска и в любом случае создаёт некоторую дополнительную массу в данном месте. Но чаще всего ещё бóльшую разность масс даёт покрышка; немного меньше — диск, а также (в порядке убывания влияния) грязь на дисках, камушки на покрышке и так далее.
Дисбаланс, создаваемый этими факторами, влияет на комфорт поездки, безопасность, а также на износ шин и элементов подвески. Чаще всего дисбаланс проявляет себя биением на руле (реже, в случае с задними колёсами, и на всём автомобиле) Именно для этого и нужна балансировка.
Что такое балансировка колёс?
Суть балансировки заключается в том, чтобы максимально уменьшить этот дисбаланс — то есть уравновесить все части колеса по окружности. Балансировку всегда делают на колесо в сборе уже непосредственно перед установкой на машину.
Весь процесс балансировки колёс проходит на балансировочном стенде: колесо одевают на специальную ось, центруют конусом на ней и закрепляют специальной гайкой. Далее работник шиномонтажной мастерской выставляет параметры колеса — как правило, сюда входят радиус колеса, ширина и вылет диска. После этого колесо накрывается кожухом, который входит в состав балансировочного стенда, чтобы грязь при её наличии не разбрызгалась по всему помещению, и нажимают на кнопку "Старт". В результате колесо раскручивается, а балансировочный аппарат замеряет с помощью сверхчувствительного датчика на оси разность массы окружности колеса, и выдаёт эту разность непосредственно в виде массы, которую показывает на табло, а также то место, в котором не хватает этой массы. И на это место вешается грузик. К слову, вешается или приклеивается два грузика по обе стороны колеса. Грузики крепятся на диск, либо приклеиваясь к нему (в случае с литыми дисками), либо цепляясь скобами за край обода (в случае с штампованным и некоторыми литыми дисками).
Так выглядит балансировочный стенд
После этого колесо раскручивается ещё раз, и выявляются новые — меньшие разности массы, либо, что чаще происходит, аппарат показывает идеально отбалансированное колесо. Впрочем, слово "идеально" здесь очень относительно — аппарат имеет погрешность в 5-10 грамм (предустанавливается в настройках стендов).
Балансировочный стенд показывает необходимость грузика в 15 грамм на внешней стороне колеса
Таким образом, закрепляемые грузики компенсируют дисбаланс колеса.
Как часто нужно делать балансировку?
Балансировку нужно делать по мере необходимости — если Вы попали в яму или просто начали чувствовать биение на руле или на всём автомобиле — это повод обратиться в шиномонтажную мастерскую. Да, бывает и так, что в результате попадания в яму или на кочку мнётся диск. В этом случае нужна не только балансировка, но и выравнивание или замена деформированного диска.
Но как часто делать балансировку, если явных позывов к этому нет? В этом случае балансировка нужна:
- когда Вы покупаете новые колёса (либо только резину или диски);
- когда покрышка разбортировалась и забортировалась обратно на диске;
- после деформации диска, его прокатки или ремонта шины;
- если Вы ездили долгое время на сильно недокачанном колесе;
- раз в полгода при замене колёс с летних на зимние и наоборот перед установкой на машину (то есть перед началом соответствующего сезона).
Балансировка не требуется в случаях:
- когда произведён мелкий ремонт, когда состав колеса изменился несущественно (например, при ремонте прокола жгутом);
- если колесо просто было снято и поставлено обратно (либо колёса поменяны местами);
- колесо снималось для доступа к другим ремонтируемым агрегатам и узлам (чаще всего к подвеске);
- в любых других случаях, когда состав и структура колеса не менялась, а покрышка не разбортировалась с диска.
Сколько стоит балансировка колёс?
Цена на балансировку колёс отличается в зависимости от радиуса колеса и устанавливается в качестве единицы за каждое колесо (но балансируют обычно по паре колёс или сразу все колёса, кроме запаски).
Стоимость балансировки одного колеса в столице и в центрах регионов ориентировочно составляет в зависимости от радиуса колеса:
- R13 — 70-110 рублей;
- R14 — 80-130 рублей;
- R15 — 80-140 рублей;
- R16 — 100-160 рублей;
- R17-R18 — 100-190 рублей;
- R19 и больше — 110-250 рублей;
При этом, на полугрузовые автомобили обычно цена на балансировку берётся отдельно независимо от радиуса. Так, на Газель цена балансировки составляет обычно дороже соответственно радиусу её колеса. Аналогичная ситуация может быть и с кроссоверами и внедорожниками.
Что такое финальная балансировка?
Есть ещё такая разновидность балансировки, как финальная. Её принцип построен на том, что колесо при обычной балансировке крепится за центральное отверстие, а на автомобиль крепится за непосредственно крепёжные отверстия. Расположение колеса в этих двух комбинациях не совпадает, поэтому и балансировка может быть неточной, когда она производится только стандартным способом.
Суть финальной балансировки заключается в том, что колесо добалансируют уже на машине, когда оно закреплено болтами или гайками, но пока ещё поддомкрачено на весу.
Такой вид балансировки требуется только для очень быстрых автомобилей с жёсткой подвеской и большими низкопрофильными колёсами.
Добавить комментарий