В сентябре 2017 года был разработан законопроект, в котором предусматриваются очередные преобразования ППД. Преимущественно это новые обязательства для участников дорожного движения. Одним из положений является предписание для водителей надевать светоотражающий жилет при выходе из кабины машины в условиях недостаточной видимости, ночью или при аварии.
Уже в декабре закон был подписан, а в марте 2018 года новое постановление, включаещее требования по светоотражающим жилетам, стало действительным. А это значит, что ГИБДД получило возможность дополнительных санкций на уровне законодательства. Возникает много вопросов, например, смогут ли назначить штраф за отсутствие жилета в машине? В целом проблему можно обозначить следующим образом, как именно будут реализовываться поправки в ПДД 2018 относительно сигнальных жилетов водителей.
Как отражены в ПДД требования по светоотражающему жилету для водителя
Автомобилисты давно привыкли к ужесточению требований, и, тем не менее, такого хода в текущем моменте не ожидал никто. Но неожиданные изменения в ПДД уже внесли свои коррективы, и жилет стал обязательным.
2.3.4. В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответсвующим требованиям ГОСТа 12.4.281-2014
Итак, пункт 2.3.4. непосредственно предписывает водителям в случае вынужденной остановки в непредназначенном для парковки авто месте одевать спецодежду с полосами световозвращающего материала, соединяющимися особым образом. Положение ничего не сообщает о штрафах, но рассмотрим обязательную ситуацию подробнее:
- так, требования ГИБДД будут предъявляться и к качеству сигнальных светоотражающих элементов, которые должны соответствовать ГОСТ12.4.281.2014, если стандарт не выдержан, то сотрудник ГИБДД может расценивать ситуацию, как отсутствие специальной экипировки;
- закон требует, чтобы светоотражающие жилеты для водителей были на них при аварии, остановке в непредназначенном для этого месте, на автомагистрали за пределами городов и других населенных пунктов, при действиях на обочине, либо непосредственно на трассе;
- жилет должен быть одет на водителя, если видимость ограничена, но подразумевают не только ночь и туман, но и густые заросли растений, особенности рельефа на участке и многое другое;
- в пункте 2.3.4 ничего не говорится о том, должен ли быть жилет в машине, сколько их должно быть, и подлежит ли наличие этой экипировки проверке;
- обнаруживается еще одно слабое звено, а именно в термине «вынужденная остановка».
Трактовка термина явно стирает границы между водителем, коим он является за рулем автомобиля, и пешеходом, которым он становится после выхода из кабины. Так появляется возможность наложения санкций. Здесь же открывается еще одна лазейка, а именно – требования могут быть перенесены на пассажира. Но пункт 2.3.4 дает и некоторое утешение автомобилистам: во время остановки на отдых или в иных личных целях, на территории городов и других населенных пунктов, вне трассы и обочины по закону жилет для водителя необязателен.
Стоит отметить, что данная инициатива имеет некоторый практический и полезный смысл, поскольку своевременно рассмотреть человека на дороге автомобилисту в темноте довольно сложно, и благоприятный исход в такой ситуации – большая удача.
Вероятность штрафа за отсутствие у водителя светоотражающего жилета
Итак, вступивший в силу закон о наличии светоотражающих жилетов на трассе и обочине для автомобилистов в условиях недостаточной и плохой видимости пока ничего не сообщает о санкциях. Но здесь применима статья о нарушениях правил остановки ТС, которая весьма обширна. КоАП в разделе 12.29 в части 1 сообщает о том, что если пассажир нарушил ПДД, то возможно наложение штрафа в 500 рублей или предупреждение. Санкции минимальны, но реальны. Но могут ли их использовать сотрудники дорожной полиции, если, например, пассажир выйдет вместе с водителем на трассу, чтобы помочь заменить колесо?
Оказывается – нет, поскольку пункт 2.3.4 относится к разделу об обязанностях водителя. Но есть в ПДД пункт 4.1, который предписывает пешеходам ночью и при плохой видимости, находясь на обочинах дороги и на краю трассы иметь при себе и показывать водителям светоотражающие элементы, которые будут обеспечивать его видимость для водителей проезжающих транспортных средств. Поскольку пассажир, выйдя из машины, становится пешеходом, то и он обязан иметь сигнальную экипировку. Так, водитель попадает под ответственность, согласно разделу об обязанностях водителей, а пассажир – об обязанностях пешеходов. Последнее положение можно оспорить, если пассажир является напарником водителя, но лучше все же подстраховаться.
Кстати! Для некоторых отраслей предусмотрена норма выдачи специальных жилеток для водителей бесплатно - в качестве рабочей экипировки.
Базовые требования для светоотражающей экипировки
В законе говорится о конкретном ГОСТ. Ранее такие предписания были актуальны преимущественно для одежды работников дорожных служб. Теперь - и для водителей. Стандарт предусматривает массу нюансов, но вот основные положения:
- водители могут использовать один из видов светоотражающей спецодежды: жилеты, накидки и куртки;
- полоска сигнальной ткани должна быть не менее 50 мм по ширине;
- на экипировке должны быть две горизонтальные полосы, которые находятся друг от друга на 50 мм, допускается одна полоска;
- в дополнение к горизонтальным полоскам, должны быть вертикальные элементы, расположенные перпендикулярно, идущие с двух сторон: спереди от горизонтального элемента, через плечо и снова до горизонтальной полосы;
- цвет сигнальных жилетов может быть одним из трех: красный, желтый или оранжевый, материал – флуоресцентный полиэстер;
- на экипировку в обязательном порядке должна быть нанесена маркировка, он должна быть заметна и хорошо читаема, на ней должна содержаться следующая информация: товарный знак, сведения о производителе, название изделия и его код, размер и номер стандарта, а так же – пиктограмма, в которой сообщаются защитные свойства;
- светоотражающая одежда должна выдерживать определенное количество циклов ухода.
На рисунке ниже, вы можете ознакомиться с «правильной» спецодеждой, которая уже пошита и поступила в продажу, преимущественно в профильных магазинах.
Важно! Коррективы в ПДД достаточно актуальны, поскольку, согласно статистической информации только за 1-ое полугодие 2017 года увеличилось число наездов на водителей авто, вышедших из кабины и находившихся либо на автомагистрали, либо рядом с ней в темное время почти на 5%.
Перспектива определения штрафа за отсутствие сигнального жилета
Итак, в текущем 2024 году, как таковой штраф за отсутствие светоотражающей экипировки у водителя для выхода из кабины автомобиля при ограниченной, недостаточной и плохой видимости в местах для остановки ТС не предназначенных – нет. Но все автомобилисты прекрасно понимают, что его появление – не за горами.
Эти изменения, как и многие другие, наши власти внесли, ориентируясь на Европу, где уже давно светоотражательный жилет вошел в обязательный набор водителя, наряду со знаком аварийной остановки, огнетушителем и другими атрибутами. За отсутствие предусмотрены санкции, их строгость зависит от конкретного государства. У нас пока их нет, но наверняка будет – важно какой штраф.
Для определения штрафа и его размеров для водителей Российской Федерации должны быть внесены соответствующие коррективы и в КоАП. А сейчас нормы закреплены только в ПДД. Поэтому пока, если автомобилист выйдет из кабины в условиях недостаточной видимости на загородных автомагистралях без светоотражающего жилета он не может быть оштрафован. Но, во избежание проблем с сотрудниками ГИБДД и в целях удовлетворения дальнейших действий властей, лучше приобрести сигнальную экипировку, тем более что ее стоимость в специализированных магазинах не велика. Цена может варьироваться от 100 до 300 рублей.
Добавить комментарий