За последние годы правила регистрации ТС неоднократно менялись и дополнялись. Хочется надеяться, что после вступления в силу нового закона № 283-ФЗ от 3 августа 2018 года законодатели и МВД немного сбавят темпы нормотворчества и позволят автолюбителям привыкнуть к существующим реалиям. Сегодня мы рассмотрим, как с августа 2019 года можно будет зарегистрировать машину непосредственно через автосалон.
Напомним, 3 августа 2018 года был опубликован принятый закон № 283-ФЗ «О государственной регистрации ТС в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который вступит в силу 04.08.19. Ранее мы уже кратко комментировали его ключевые положения, но так как регистрация автомобилей через автосалоны является достаточно интересным и значимым нововведением, было решено посвятить этому аспекту отдельный обзор. Слишком уж много вопросов по грядущим изменениям возникает как со стороны автомобилистов, так и от работников дилеров.
Как ТС регистрировались раньше
До вступления в силу упомянутого закона автомобили регистрировались только через регистрационные подразделения ГИБДД, т.е. государственная инспекция выполняла следующие функции:
- принимала от владельцев авто все необходимые документы;
- проверяла и осматривала транспортное средство, в т.ч. сверяла номера двигателя/кузова с теми, которые указаны в паспорте ТС;
- присваивала номер ТС;
- выдавала пластины с номерами (знаки).
Проще говоря, регистрировать все подержанные и новые автомобили, в том числе купленные у официальных дилеров, приходилось через ГИБДД. Металлические пластины с номерами выдавались там же. Нельзя сказать, что такой порядок был слишком неудобен или забюрократизирован, всё-таки за последние годы алгоритм регистрации автомобилей значительно упростился и ускорился, но необходимость обращаться в ГИБДД после покупки нового ТС выглядела явно избыточной.
По этой причине некоторые автосалоны сами предлагали клиентам легальные услуги по регистрации авто. Для этого на сотрудника дилерского центра (ДЦ) оформлялась доверенность на регистрационные действия с транспортным средством, далее он сам решал все вопросы, а клиент через установленный срок просто приходил за готовым автомобилем.
Данная схема имела явные плюсы:
- покупатель экономил время;
- ему не требовалось разбираться с законодательными нормами и инструкциями.
Значимых недостатков для покупателя в данном случае нет, поскольку нотариально такую доверенность заверять не нужно, да и для операций купли-продажи она непригодна. Но нужно понимать, что в рамках этой схемы ответственность за несвоевременную регистрацию ТС всё равно несёт владелец.
Например, человек купил в салоне автомобиль, оформил доверенность, передал дилеру пакет необходимых документов, принёс все квитанции об оплате госпошлины, а сотрудник ДЦ не успел своевременно (в течение 10 дней) обратиться в ГИБДД. Просто из-за непрофессионализма, загрузки, по причине болезни, не важно.
Итог – на владельца авто наложен штраф 5000 руб., а ещё хуже – он будет лишён прав на срок от 1 до 3 месяцев. Справедливости ради заметим, что суд в таких делах учитывает все обстоятельства правонарушения, поэтому, если автомобиль так и стоял в салоне, права вряд ли отберут, но платить за ошибки постороннего человека или организации всё равно неприятно, особенно тогда, когда салон за такую услугу берёт плату.
Что меняется
В ст.7 нового закона отмечено, что регистрационные подразделения регистрирующего органа осуществляют госрегистрацию ТС как самостоятельно, так и во взаимодействии со специализированными организациями. Звучит витиевато, поэтому наведём порядок в терминологии:
- регистрационные подразделения регистрирующего органа – это территориальные подразделения ГИБДД;
- специализированные организации – это новый термин, который в данном контексте применяется к официальным дилерским центрам и производителям автомобилей.
Таким образом, физическое лицо с 4 августа 2019 года сможет регистрировать ТС как через ГИБДД, так и при посредничестве автосалонов.
Какие ТС разрешается регистрировать через дилеров
В новом законе речь идёт именно про новые автомобили, т.е. при покупке подержанной машины порядок её регистрации (через ГИБДД) остаётся прежним. Данная норма вытекает из 22 статьи закона.
Статья 22. Государственная регистрация транспортных средств с участием специализированной организации
1. Специализированная организация участвует в государственной регистрации изготовленных ею транспортных средств либо транспортных средств, реализуемых ею на основании договора с их изготовителем, выпущенных в обращение на территории Евразийского экономического союза и ранее не допускавшихся к участию в дорожном движении или к эксплуатации, в том числе на территории иностранного государства.
Может показаться, что ничего принципиально не меняется, но теперь за дилерскими центрами право регистрации новых авто закреплено официально, т.е. предполагается, что никаких дополнительных доверенностей оформлять не придётся, а всю ответственность за нарушение порядка постановки ТС на учёт будет нести сам автосалон.
Получение знаков в салоне
Второе важное изменение – ГИБДД с 4 августа перестанет выдавать номерные знаки (таблички), данная функция будет закреплена за частными специализированными организациями-производителями. В ведении автоинспекции останется только присвоение ТС номера (буквенно-цифрового кода). Это значит, что, если человек покупает новый автомобиль в салоне, он сможет получить полностью готовое к эксплуатации ТС, т.е. ему не придётся ехать в ГИБДД, подавать документы и выполнять остальные привычные действия, необходимые для получения знаков.
Здесь же отметим, что изготовителем знака ТС по новому закону может быть как сам автосалон (производитель авто), так и независимая организация. В первом случае дилерский центр должен располагать соответствующими производственными мощностями, а во второй ситуации он просто будет покупать таблички у контрагента.
Для покупателя автомобиля принципиальное значение имеет лишь стоимость знака, а не адрес его изготовления. К сожалению, тарифы на данную услугу пока неизвестны, но уже сейчас можно не без оснований полагать, что изготовление таблички в аффилированной с автосалоном компании обойдётся клиенту дешевле, чем при заказе у стороннего производителя.
Как узнать, имеет ли автосалон право регистрировать ТС
Закон № 283-ФЗ «О государственной регистрации ТС» кроме всего прочего предусматривает создание реестра специализированных организаций. Что это такое, мы рассказывали в отдельном обзоре, поэтому сейчас вкратце напомним только ключевые моменты:
- официальные дилеры и производители автомобилей, желающие самостоятельно регистрировать ТС клиентов, вносятся в специальный реестр;
- чтобы в него попасть, организация должна соответствовать нормам закона и прочим требованиям, изложенным в постановлениях правительства;
- специализированная организация получает право изготавливать номера и регистрировать авто только после появления в этом открытом реестре (не раньше);
- клиент сможет на специальном сайте в любое время посмотреть, числится конкретная организация в реестре или нет.
Стоимость регистрации через дилера
При обращении в автосалон общие расходы на регистрацию ТС будут состоять из:
- стандартных государственных пошлин за регистрацию и оформление паспорта ТС;
- оплаты стоимости знака;
- стоимости услуг самого автосалона.
Плюсы и минусы закона для автолюбителей
Если рассматривать нововведения с «бюрократической» точки зрения, то для автолюбителя они несут сплошные плюсы:
- при покупке нового авто не нужно будет с пакетом документов ехать в ГИБДД;
- благодаря реестру автосалонов удастся избежать мошенников;
- не придётся торопиться с получением номеров для купленной машины в 10-дневный срок (если с дилером заключен договор на оказание услуг по регистрации, всю ответственность за нарушение сроков должна нести компания, по крайней мере, владелец авто легко докажет свою невиновность в суде).
Что же касается «бытовых» минусов, то их всего два:
- судя по всему, регистрация ТС через автосалоны будет идти дольше, чем сейчас в ГИБДД;
- общие расходы на регистрацию увеличатся на стоимость услуг автосалона.
Ещё в качестве минуса можно было бы назвать появление дополнительного звена в «регистрационной цепочке» - работника дилера, поскольку из-за этого возрастает вероятность ошибок, но пока о качестве данной процедуры говорить рано. Более того, МВД разработало профильные требования к сотрудникам автосалонов, которые станут участниками новой системы.
Плюсы и минусы для автосалонов
Если к моменту вступления закона в силу МВД и иные министерства не разработают дополнительные нормативные акты, ограничивающие автосалоны в правах, то все рассмотренные нововведения однозначно можно считать позитивными для крупного и среднего бизнеса. Во-первых, новый закон наводит порядок в той сфере, где раньше дилеры были вынуждены использовать обходные пути, в частности, теряет свою актуальность схема с доверенностью.
Во-вторых, официальные дилеры, решившие войти в реестр, получат конкурентное преимущество. А именно, даже если стоимость услуг по регистрации ТС будет компенсирована снижением цен на автомобили, такой ход может привлечь новых покупателей. Все хотят приобрести машину с минимальной «головной болью».
И, в-третьих, некоторые организации получат возможность заработать на изготовлении номерных знаков.
Недостатком закона для дилеров следует считать лишь повышенные профессиональные требования к работникам, которые будут заниматься операциями, связанными с регистрацией. Очевидно, что на их обучение придётся выделить дополнительные средства, плюс ко всему, нельзя исключать и появления в будущем какого-нибудь экзамена в ГИБДД, подтверждающего квалификацию сотрудников.
Для «неофициалов» и перекупщиков новый закон практически ничего не меняет. Они не получают дополнительных преимуществ, но и не ущемляются в правах. Единственное, над чем здесь можно было бы поразмышлять, так это о нарастающей конкуренции со стороны официальных дилеров, но между рынками подержанных и новых автомобилей в РФ огромная пропасть (во всех смыслах), поэтому маловероятно, что покупатели станут массово приобретать «свежие» авто только ради упрощённой процедуры регистрации.
Добавить комментарий