Вы здесь

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой показания, инструкция

Как правильно проверить аккумулятор с помощью нагрузочной вилки

Аккумуляторная батарея считается важным компонентом любого автомобиля. Помимо выполнения основной задачи по запуску двигателя, АКБ играет ряд дополнительных ролей.

В процессе эксплуатации периодически требуется проверять состояние и работоспособность батареи. Чаще всего в гаражных условиях для этого используется обычный мультиметр. Но также проверку рекомендуют проводить с помощью нагрузочной вилки.

Для некоторых автолюбителей это не совсем понятное устройство, которое неизвестно как работает и для каких целей применяется.

Понятие о нагрузочной вилке

На практике диагностика с использованием нагрузочной вилки (НВ) даёт точный и корректный результат, отображая текущее состояние АКБ. И первый вопрос, на который следует ответить, что это, для чего автомобилисту может быть нужна так называемая нагрузочная вилка при диагностике аккумулятора.

Нагрузочной вилкой называют устройство, с помощью которого измеряют заряд у автомобильных аккумуляторов. Они взаимодействуют с АКБ на 12 и 24 В.

Если вам требуется регулярно проверять электрику машины, то вилка станет полезным дополнением к вашему набору инструментов. Приобрести НВ не сложно. Плюс некоторые делают её своими руками.

Перед проверкой аккумуляторов нагрузочной вилкой будет не лишним детальнее разобраться в этом устройстве и понять его назначение.

Конструктивно НВ состоит из нагрузочного резистора большой мощности, щупов, встроенного вольтметра, штыря.

 

В самом своём простом исполнении в состав входит:

  • кожух из металла;
  • встроенный в корпус вольтметр;
  • спирали (резисторы/сопротивление).

С плюсовым выходом соединяется провод с достаточно большим сечением, в выход НВ с минусом коммутируется со специальным металлическим штырём. Он находится обычно сзади корпуса. С обратной стороны предусмотрен зажим для соединения НВ и АКБ автомобиля. На задней панели монтируются гайки, которые нужны для подключения спиралей сопротивления.

Если говорить про принцип работы, на основе которого работает нагрузочная вилка для диагностики автомобильного аккумулятора, то он заключается в следующем. Зажимы вилки соединяют с клеммами АКБ и включается кратковременная нагрузка. В зависимости от конкретного напряжения, выдаваемого батареей при подключении сопротивления, можно сделать выводы про состояние и исправность элемента питания.

Предварительно разобравшись с тем, для чего может быть нужна автомобилисту нагрузочная вилка при диагностике аккумулятора, стоит ответить и на ряд других важных вопросов.

Распространенные виды и типы нагрузочных вилок

В специализированных магазинах и на рынках можно встретить большое число нагрузочных вилок, которые отличаются конструкцией, диапазоном измерения и уровнем измеряемого тока.

Кроме того, такие измерительные приборы классифицируются по типу проверяемых АКБ — для щелочных и кислотных источников питания.

Главной особенностью является разница в нагрузке (чаще всего — от 1 до 12 Ампер).

Также существуют вилки, позволяющие проверять отдельные банки аккумулятора, если конструкция изделия дает такую возможность.

К наиболее популярным видам нагрузочных вилок можно отнести:

НВ-Б — устройство, позволяющее измерять в напряжение в диапазоне от 0 до 3 Вольт. Максимальная нагрузка по току составляет 100 Ампер. Прибор используется для проверки аккумуляторов кислотного типа (напряжением 2 В) и щелочных АКБ (1,2 Вольта).


Э 107 УХЛ4 — тип нагрузочной вилки для проверки 12-вольтовых автомобильных АКБ. Предел измерений в этом устройстве составляет от 0 до 20 Вольт. Граничная нагрузка по току — 100 Ампер.


BH-01 — устройство, позволяющее измерять напряжение в диапазоне от 0 до 15 В. Рабочая температура составляет от 1 до 35 градусов тепла. Повторная проверка должна производиться через 15 секунд.
HB-01 —прибор, отличающийся точностью в 2,5%, а также диапазоном измерений от 0 до 15 Вольт. Величина нагрузки — 100 или 200 Ампер. Температурный диапазон от 30 градусов мороза до 60 градусов тепла.


НВ-03 — наиболее востребованное у автовладельцев изделие, отличительной особенностью которого является наличие электронного вольтметра с ЖК индикатором. В комплекте поставляется две нагрузки, которые можно по отдельности подключать к вилке. Максимальная токовая нагрузка — 200 А, напряжение — от 0 до 16 Вольт, а емкость проверяемых АКБ — от 15 до 240 А*ч. Изделие используется для проверки аккумуляторов на стандартное напряжение 12 Вольт. В случае подключения одной нагрузки предельный ток будет составлять 100 Ампер. При этом можно тестировать АКБ с емкостью 15-100 А*ч. Если установить две нагрузки, максимальный ток вырастает до 200 Ампер. При этом удается проверить АКБ на 100-240 А*ч.

HB-04 — более мощное устройство, позволяющее тестировать аккумуляторы на 12 и 24 Вольта. Кроме того, с помощью прибора можно проверить отдельные элементы АКБ на 2 В. Точность измерений — 0,5%, диапазон напряжения — 0-32 В. Кроме того, изделие работает в широком диапазоне температур — от -20 до +60 градусов по Цельсию.

Когда проверка выполняется с помощью НВ

Есть несколько вариантов, когда можно воспользоваться вилкой нагрузки при проверке состояние автомобильной аккумуляторной батареи. А именно:

  • уровень заряда АКБ;
  • уровень разряда батареи;
  • исправность аккумулятора;
  • возможность зарядки;
  • проверка компонентов бортовой электросети.

Хотя НВ может применяться для диагностики различных узлов бортовой сети, чаще всего вилку применяют именно как инструмент для оценки состояния АКБ.

Что учитывать при проверке

Если автомобильная АКБ имеет небольшую ёмкость, тогда проверка выполняется с использованием только одной спирали нагрузки. Для батарей большой ёмкости подключается дополнительная спираль.

Задача нагрузочной вилки заключается в том, чтобы создать имитацию нагрузки АКБ от стартера при запуске ДВС. Нагрузочный создаваемый ток при этом составляет от 100 до 250 А.

Специальные таблицы для проверки авто аккумуляторов нагрузочной вилкой позволяют ориентироваться в полученных результатах. На их основе автомобилист делает выводы о состоянии, исправности и прочих характеристиках источника питания.

Если вы впервые снимаете показания со своей АКБ специальной тестерной нагрузочной вилкой, подобная проверка должна проводиться с учётом некоторых важных моментов. Обратите внимание на конструктивные особенности. Простые модели оснащены лишь вольтметром и позволяют оценивать степень заряда. Усовершенствованные модели дооснащаются амперметром. Это позволяет считать намного больше информации при тестировании.

Приступая к диагностике, обратите внимание на такие нюансы:

  1. Работа проводится при соблюдении установленных норм по температуре. Оптимально это от 1 до 35 градусов Цельсия. Хотя есть и такие модели, которые функционируют и выполняют свои задачи в более широком диапазоне, включая минусовую температуру до -30 градусов.
  2. Прежде чем подключать вилку нагрузки, внимательно изучите инструкции производителя. Всегда следуйте рекомендациям изготовителя. Они прописаны специально для вашего устройства.
  3. Во время работы нагрузочные спирали сильно нагреваются. Поэтому следует беречь руки и остерегаться воздействия высоких температур.
  4. Обязательно проверьте состояние и качество креплений контактов перед включением нагрузки. При плохом контакте корректность данных будет под сомнением.
  5. Проводите проверку своей АКБ стандартным током нагрузки, как это происходит при запуске двигателя.
  6. Длительность измерения ограничивается 10 секундами. Этого хватит, чтобы считать нужную информацию. Если держать АКБ под нагрузкой дольше, она может сильно разрядиться, а сопротивление тестера перегреется.

В остальном же инструкции для всех моделей НВ выглядят примерно одинаково, хоть и могут иметь некоторые отличительные особенности. Вот почему важно работать, отталкиваясь от инструкции производителя.

Подготовка аккумулятора к тестированию нагрузочной вилкой

Перед тестированием нужно выполнить ряд действий и соблюсти необходимые условия:

  1. Отсоединить аккумулятор от бортовой сети. Провести тестирование можно даже не снимая батарею с машины.
  2. Перед проверкой должно пройти не менее 7-10 часов простоя аккумулятора. Удобнее всего сделать измерения утром, когда машина простояла ночь после последней поездки.
  3. Окружающая температура и температура батареи должна быть в пределах 20-25°С. Если температура низкая, то следует занести устройство в теплое помещение.
  4. Пробки аккумулятора перед тестированием должны быть откручены.
  5. Проверить уровень электролита. При необходимости долить дистиллированную воду.
  6. Почистить клеммы аккумулятора. Контакты должны быть сухими и чистыми, чтобы не возникало паразитных токов.

Если соблюдены все эти условия, то можно переходить к проверке.

Как пользоваться нагрузочной вилкой – краткая инструкция

Перед тем как самостоятельно проверить автомобильный аккумулятор приобретённой нагрузочной вилкой, рекомендуем ознакомиться с алгоритмом действий на примере популярного прибора Орион НВ-01. Последовательность состоит из таких шагов:

  • на первом этапе проводят замеры на холостом ходу, откинув от цепи нагрузочные спирали;
  • зажим типа «крокодил» крепим на минусовую клемму;
  • измерительным щупом с отметкой «В» касаемся плюсовой клеммы АКБ;
  • фиксируем текущие показания вольтметра и сверяем их со значениями из таблицы.

Второй этап замеров должен проходить с подключённой нагрузкой в виде спиралей сопротивления. Узнаем, как пользоваться нагрузочной вилкой в подобных обстоятельствах:

подключаем щуп с маркировкой «Н» на плюсовую клемму;
удерживаем в контакте около 5–8 секунд;
быстро разъединяем соединение, чтобы не допустить перегрева и возгорания;
фиксируем значение вольтметра и проводим сверку с табличными значениями.

Правильно будет использовать таблицу для проверок под нагрузкой.

Вольтаж  Примерный уровень заряда
более 10,2 100%
9,6 75%
50%
8,4 25%
менее 7,8 0%

Выводы о состоянии аккумулятора делаем на основании полученных параметров. В некоторых случаях уровень заряда окажется ниже нормативных значений. Результатом этого может являться короткое замыкание в банках. Когда замеры при нагрузке существенно отличаются от ненагруженного состояния, то высок риск того, что уже повреждены пластины, а результатом является невозможность выдачи больших токов.

Как правильно проверять

Существуют 2 способа проверки состояния аккумулятора с помощью нагрузочной вилки. Ниже мы подробно опишем каждый из них.

Без нагрузки

Суть данного метода заключается в измерении ёмкости без подключения дополнительной нагрузки. Проводить измерения можно только тогда, когда после выключения мотора прошло минимум 7 часов. В течение этого времени не должен работать и АКБ. Чем длительнее будет промежуток времени, тем лучше.

Приступаем к измерениям:

  1. Перед тем как начать тестировать аккумулятор, его необходимо полностью отсоединить от автомобиля.
  2. Вилку нужно подключить к клеммам АКБ (плюс к плюсу, минус к минусу).
  3. Смотрим на вольтметр и запоминает показатели.

Чтобы понять, сколько вольтметр должен показывать при исправности аккумулятора, нужно посмотреть в приведённую ниже таблицу.

Под нагрузкой

Этот метод тестирования применяется редко, так как может навредить аккумулятору, и используется лишь тогда, когда в первом случае были получены максимальные данные по заряду.

Измерения проводятся следующим образом:

  1. К вилке подсоединить дополнительную нагрузку, соответствующую параметрам, прописанным в инструкции.
  2. АКБ отсоединить от электросистемы авто.
  3. Щупы вилки поднести к клеммам АКБ соответствующей полярности. С помощью кнопки приложить дополнительную нагрузку.
  4. На 5-й секунде измерения запомнить показатели вольтметра и сразу же отключить прибор.

Сопоставить полученные данные с ёмкостью аккумуляторной батареи можно по таблице.

при соприкосновении контактов со знаком минус возможно появление искр (пугаться не нужно, это нормальное явление);
повторные измерения можно проводить только через 5 минут;
нельзя давать нагрузку дольше 5 секунд;
если и после повторной зарядки аккумулятора напряжение на нём под нагрузкой просаживается, то АКБ считается непригодной для использования.

Как самому сделать нагрузочную вилку для аккумулятора

Многие атрибуты автомобилисты изготавливают из подручных средств в гаражных условиях. Так как сделать нагрузочную вилку можно самостоятельно, то рассмотрим наиболее популярный её вариант.

В качестве нагрузки используется спираль от перегоревшего нагревательного прибора на пару киловатт. Это будет нихромовый провод с большим сопротивлением. По формуле U=I*R вычисляем, что на практике спираль даст R=0,12 Ом. Десяток параллельно соединённых проволок нагревателя даст нужные параметры в 1,2 Ом.

Переключаем мультиметр в режим Омметра и отмеряем нужную длину проволоки, не забывая о запасе в пару сантиметров. Скручиваем всё в тугой жгут и надеваем поверх керамическую изоляцию. Для корпуса используем строительный профиль П-образный. К «крокодилу» паяем соединительную изолированную медную многожильную проволоку.

Выходной щуп от нагрузки должен быть медным с диаметром 5–6 мм. Вольтметр подбираем цифровой с кнопкой. Его сажаем на герметик и выводим под него окошко. Ручку желательно изолировать.

Способы диагностики аккумулятора автомобиля

Рассмотрим основные методы проверки технического состояния АКБ на автомобиле:

  1. Напряжение на клеммах. Мультиметр — прибор для измерения тока и напряжения. Можно использовать в домашних условиях.
  2. Диагностика осциллографом Постоловского. USB Autoscope — профессиональный прибор для проверки электрических сигналов в двигателе и дополнительного оборудования, в том числе аккумулятора. Для этого Андреем Шульгиным разработан специальный скрипт ElPower, способный выявить неисправности АКБ и уровень заряда.
  3. Проверка нагрузочной вилкой. Наиболее информативный прибор для измерения напряжения под нагрузкой.
  4. Проверка уровня электролита. Он должен быть выше пластин на 10-15 мм.
  5. Измерение плотности электролита. Для этого применяется ареометр.
  6. Проверить емкость аккумулятора. На корпусе есть информация о его емкости. В паспорте написан год выпуска.

Цена проверки среднем варьируется от 300 до 500 рублей в зависимости от марки автомобиля.


Диагностика аккумулятора осциллографом Постоловского

Проверить заряд автомобильного аккумулятора мультиметром

Если плохо крутит стартер или машина не заводится, первым делом нужно проверить зарядку аккумулятора. Такая услуга есть в автосервисе, но для этого автомобиль придется везти на эвакуаторе. Если же есть под рукой тестер, можно проверить своими руками в домашних условиях.

Мультиметр — универсальный прибор. С помощью него измеряют ток утечки, напряжение АКБ. Ставим ручку регулятора на 20 Вольт постоянного напряжения и проводим измерение на исправность аккумулятора. Красный щуп на плюсовую клемму, черный щуп на минусовую. Показания должны быть от 12 вольт на незаведённой машине и до 14,7 вольт во время работы мотора. Зависит от марки автомобиля, а соответственно от генератора и общей схемы установленного оборудования. Проверка уровня заряда осуществляется через час после остановки мотора.

 

Емкость аккумулятора: как проверить, прибор для проверки

Емкость аккумулятора — это время, за которое он выдает энергию для работы автомобиля. Единица измерения ампер – часы (А·ч). Не имеет ничего общего с заряженностью АКБ. К примеру, стакан — это емкость, а вода — заряженность.

Емкость АКБ в большинстве случаев нужна при покупке и подборе для вашего автомобиля. Для каждой марки нужна своя емкость, которая зависит от множества факторов:

  • Типа двигателя, установленный на автомобиле: объем, мощность.
  • Типа стартера и его потребляемого ток.
  • Генератора: мощности выдаваемого заряда.
  • Количества дополнительного оборудования: сигнализации, магнитолы, различных систем комфорта.

Основополагающим фактором выбора АКБ по емкости является двигатель. Чем больше его объем, тем мощнее установлен стартер, соответственно требуется большая емкость аккумулятора.

Проверить емкость аккумулятора тестером или мультиметром не получится. Для этого есть специальные тесты, которые основаны на разряде АКБ и определении времени, за которое он разрядится.

В домашних условиях в качестве нагрузки можно взять автомобильную лампу, и засечь время разряда батареи по часам. Метод имеет не точности, так как по мере разряда напряжение падает, и сила тока снижается. Соответственно определить сколько АКБ будет выдавать тока по времени не получится. Также нельзя полностью разряжать батарею, так как это может привести к полной поломке, без возможности восстановления.

Ниже приведена схема метода проверки емкости. Ее можно собрать самому или доверить профессионалу. Схема включает в себя определенную нагрузку, подобранную под марку аккумулятора. Длительность измерения около 20 часов.


Схема проверки емкости аккумулятора

Существуют специальные тестеры емкости аккумулятора. Делают проверку, используя зондирующие импульсы, и обрабатываемые микропроцессором. Далее по полученным данным тестер определяет емкость аккумулятора. Одним из таких приборов является SKAT-T-AUTO. Делает измерение в течение 15 секунд. Полностью автоматический.

Таким образом, измерив показания, сравниваем их с номинальным указанным в паспорте или на самом аккумуляторе, если значение около 50% заменить АКБ.


SKAT-T-AUTO

Проверка плотности электролита в аккумуляторе

Плотность в аккумуляторной батарее зависит от концентрации серной кислоты в электролите. Измеряется в г/см3. Концентрация серной кислоты зависит от степени заряженности, температуры, наличия дефектов в банках. Когда АКБ разряжен, часть раствора проникает в пластины и плотность снижается.

Проверку можно проводить в домашних условиях при температуре 25 °С и полностью заряженном аккумуляторе. Плотность электролита должна быть 1.28±0.01 г/см3. Зависимость плотности от напряжения, заряженности и температуры представлена ниже в таблице.


Плотность электролита при разных температурах

Прежде чем проверять плотность, нужно посмотреть уровень электролита в АКБ. Он должен быть выше сепараторов на 15 мм.


Метод проверки уровня электролита

Для измерения плотности электролита в аккумуляторе применяют специальный прибор — ареометр. Процесс проверки состоит из нескольких этапов:

  1. Откручиваем все крышечки от банок.
  2. Сжимаем грушу ареометра.
  3. Опускаем в банку аккумулятора и набираем электролит.
  4. Поплавок по шкале покажет показания плотности электролита.

Значение плотности во всех банках аккумулятора должно быть одинаково. Если общее значение ниже, то это говорит о низкой заряженности. При разной плотности в банках ниже 0,10 г/см3 можно говорить о коротком замыкании в одной из пластин.


Показания ареометра

Каким образом проверить АКБ на замыкание банок

Об этом нам скажет предыдущая проверка. Если значение плотности в одной из банок ниже 1,24 г/см3 на 0,10-0,15 г/см3, то можно говорить о кз. Далее нужно включить нагрузку, открутив все крышечки. И на этой банке посмотреть кипение электролита. Если он бурлит, то значит пластины замкнуты. Данная проверка дает 100% гарантию.

Если разряжается аккумулятор

Бывают случаи, когда автомобиль стоит на стоянке и за ночь садится аккумулятор. Сначала нужно проверить сам АКБ нагрузочной вилкой. Если он в порядке проверять ток утечки следующим образом:

  1. Переводим тестер в режим измерения постоянного тока.
  2. Ставим диапазон на 10 А.
  3. Выключаем зажигание и вытаскиваем ключ с замка.
  4. Отключаем минусовую или плюсовую клемму аккумулятора, какую удобно. Ставим клещи прибора в разрыв. То есть один щуп на клемму самого АКБ, а второй на провод от автомобиля.
  5. На приборе мы увидим тока утечки, потребляемый автомобилем и его системами в данный момент.


Схема подключения тестера

Нужно иметь в виду, что многие современные машины имеют систему электропитания, которая засыпает через 10-15 минут после выключения зажигания. Поэтому приходится ждать пока электроника не уснет. Нормальное значение для тока утечки порядком 0,01 – 0,08 А. Если значение превышает, нужно искать причину высокого потребления.

Не подключайте мультиметр в режиме измерения тока к плюсу и минусу аккумулятора одновременно, может сгореть предохранитель или сама плата внутри.

Для того, чтобы найти оборудование, которое потребляет повышенный ток, его нужно исключить из общей цепи автомобиля. Находим монтажный блок и поочередно отключаем предохранители и реле от потребителей. Как только ток утечки снизился, смотрим какой предохранитель вынули и за что он отвечает. Если и эта проверка не помогла, отключаем плюс от стартера и генератора.

Источники:

  • akbvavto.ru/maintenance/proverka-akkumulyatora-nagruzochnoy-vilkoy.html
  • AutoTopik.ru/jelektrika/akb/1330-proverka-nagruzochnoy-vilkoy.html
  • TechAutoPort.ru/elektrooborudovanie-i-elektronika/istochniki-pitaniya/nagruzochnaya-vilka.html
  • remam.ru/elektrik/kak-proverit-akkumulyator-nagruzochnoj-vilkoj.html
  • AvtoSotka.ru/sovety-i-opyt/proverka-akb-nagruzochnoj-vilkoj-pokazaniya.html
  • diagnozbibike.ru/proverka-akkumulyatora/

 

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой показания, инструкция Видео 

Добавить комментарий

Вы выделили текст, содержащий ошибки:
Пожалуйста, напишите, как нам необходимо исправить выделенный Вами текст. Затем просто нажмите кнопку "Автор - двоечник".
Вы выделили текст, содержащий ошибки:
Пожалуйста, напишите, как нам необходимо исправить выделенный Вами текст. Затем просто нажмите кнопку "Автор - двоечник".