За ксенон лишают прав. Это так! Но есть ряд нюансов, главный из которых, который мы попытаемся выяснить - насколько это правомерно. Действительно, за ксенон в большинстве случаев предусмотрено лишение прав. И это, действительно, незаконно. Но давайте обо всём по порядку.
Для начала, ксенон не запрещён. Он для своей "разрешённости" не должен быть заводским, но должен быть предусмотрен конструкцией автомобиля. Это значит, что фара должна, во-первых, иметь маркировку, предусматривающую установку газоразрядных ламп (ксенона). Это маркировка DCR или DC/DR. Есть ещё маркировка DC/HR - можно устанавливать ксенон только в ближний свет, а также HC/HR исключительно в случаях с японскими автомобилями (HC/HR в европейских и многих других авто запрещает установку ксенона). Всё, все остальные маркировки фар не предусматривают установку ксеноновых ламп, и за ксенон в этом случае могут лишить прав.
Кроме того, ксенон по закону предусматривает наличие автокорректора фар (именно автокорректора, а не ручной регулировки угла наклона - пусть даже из салона) и омывателя. Всё это должно быть в рабочем состоянии.
И вот мы подошли к самому главному: предусмотрено ли лишение за ксенон, если он не соответствует этим трём вышеперечисленным требованиям:
- соответствующая маркировка фары;
- наличие омывателя фары;
- наличие автокорректора.
Как уже говорили выше, за ксенон на практике лишают прав, а ещё конфискуют блоки розжига и сами лампы по статье 12.5, части 3 КоАП, которая звучит следующим образом:
3. Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, влечёт лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
При этом, мы не зря сделали акцент на цвете огней и режиме работы световых приборов. Союз "и" подразумевает, что для лишения прав за ксенон оба условия должны выполняться: цвет огней должен не соответствовать и режим работы должен быть нарушен. В Основных положениях по поводу цвета огней говорится о запрете любого цвета в фарах, кроме белого, жёлтого и оранжевого. У ксенона (нештатного) нередко бывает особенность, когда он отдаёт синевой, и тогда у инспектора ГИБДД, который так и норовит лишить прав за ксенон, появляется веский аргумент в пользу запрещённого цвета.
Но режим работы!.. Да, с ним немного сложнее. Согласно официальным разъяснениям ДОБДД, действительно, при установке ксеноновых ламп в непредназначенные для ксенона фары, нарушается режим работы этих фар. Аргументируют в ДОБДД данное умозаключение просто и не очень далеко: якобы некорректная работа с ксеноном рассеивателей и других частей фары в комплексе образуют неправильный режим работы.
Понять, почему такое умозаключение неверно, достаточно просто, заглянув в ближайший нормативный акт к технической стороне автомобилей - Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колёсных транспортных средств". Здесь в разделе 3 о внешних световых приборах чётко прослеживается, что режим работы светового прибора может быть либо постоянным (фары ближнего и дальнего света, ПТФ и так далее), либо мерцающим (поворотники, аварийная сигнализация).
Таким образом, мы видим, что чаще всего как режим работы, так и цвет фар в случае с ксеноном соответствуют разрешённым, поэтому лишать прав за ксенон неправомерно. И, если законность режима работы доказать достаточно сложно, то если цвет не отдаёт синим или другим запрещённым цветом, то это доказать гораздо легче.
Правильное наказание за ксенон в непредусмотренных для его установки фарах - часть 1 этой же статьи 12.5 КоАП:
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 настоящей статьи, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
И уже данная статья с штрафом в 500 рублей правомерна, так как Основные положения (Приложение к ПДД) прямо запрещают установку ксенона в несоответствующие для этого фары по маркировке или при отсутствии автокорректора и омывателя.
3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
...
3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
И не забываем о том, что с 2016 года штраф можно оплатить со скидкой 50%, если уложиться в 20-дневный срок с даты вынесения постановления по штрафу.
Добавить комментарий