Вы здесь

Почему стартер не реагирует на ключ зажигания?

В этой статье мы расскажем, почему стартер не реагирует на ключ зажигания, разберем основные симптомы наиболее распространенных неисправностей.

Основные причины

При включении зажигания бортовая электросистема и ЭБУ (при наличии) получают питание от аккумулятора. В случае иммобилайзера (установленного или сигнализации) это происходит только при распознавании идентификатора. Поворот ключа в положение запуска или нажатие кнопки стартера замыкает контакты реле впуска, которое непосредственно включает стартер. В то же время обгонная муфта (бендикс) входит в зацепление с венцом маховика, приводя его в движение и обеспечивая запуск двигателя. Часто переключение осуществляется с помощью вспомогательного реле управления стартером, которое снимает блокировку.

Если проблема возникает при любом из вышеперечисленных действий - автомобиль не заводится: поверните ключ в замке зажигания - заглушите стартер.

Как правило, причины такого поведения кроются в следующем:

  • контактная группа замка зажигания;
  • сигнализация и иммобилайзер;
  • реле управления;
  • жгут проводов от реле управления до стартера;
  • втягивающее реле стартера.

Что делать, если стартер не проворачивает двигатель от замка зажигания?

Если автомобиль не заводится при повороте ключа зажигания и ничего не происходит, в некоторых случаях можно исправить ситуацию, обойдя блокировку питания двигателя стартера. Это решение подходит для случаев, когда электродвигатель и втягивающее реле являются исправными. 

В этом случае действуйте следующим образом:

  • Включите передачу холостого хода и включите зажигание.
  • Найдите два провода на стартере: толстый силовой провод от плюса аккумулятора и тонкий управляющий провод от реле управления.
  • С помощью подручных металлических предметов (отвертка, гаечный ключ, провод) соедините контакты питания и управления.
  • Когда стартер запущен и двигатель работает, немедленно разомкните контакты.

Альтернативным вариантом того же метода является питание клеммы управления стартером непосредственно от положительной клеммы аккумулятора. Для этого можно использовать любой изолированный кабель, например, из комплекта автомобильного прикуривателя.

Отсутствие реакции стартера при подаче питания напрямую указывает на неисправность стартера, электродвигателя или втягивающего реле. Для диагностики стартера его необходимо разобрать, проверить щеточный узел, обмотки якоря и статора. Это нелегко сделать в полевых условиях и без мультиметра, поэтому необходимо запустить автомобиль на толкателе и отправиться в мастерскую или на станцию технического обслуживания.

Если стартер работает напрямую, но не от ключа, то сам стартер полностью исправен, но проблема кроется в электрической цепи от ключа к стартеру. 

Пошаговая инструкция обнаружения причины поломки

Следуйте приведенным ниже инструкциям, чтобы найти неисправность.

  • Характерный легкий щелчок реле стартера при повороте ключа в положение "пуск" в большинстве случаев указывает на исправность замка зажигания и его контактной группы. Затем ищите неисправность в моторном отсеке.
  • Чтобы проверить втягивающее реле, подключите его управляющую клемму (клемма с тонким проводом) непосредственно к клемме "+" аккумулятора. Неисправное реле должно щелкнуть и продвинуть бендикс на маховике и запустить стартер. Щелчки без запуска стартера являются признаком плохого контакта силового кабеля или неисправности самого двигателя стартера.
  • Безотказную работу двигателя можно проверить путем прямого замыкания контактов питания втягивающего устройства - они выполнены в виде штырей большого диаметра. Если после этого стартер вращается, значит, неисправен соленоид втягивающего устройства или соленоид заклинило.
  • Для более детальной диагностики снимите втягивающее реле со стартера и разберите его. В первую очередь следует обратить внимание на контактные контакты, которые могут быть окислены и прогореть. Если есть признаки этих процессов, то нужно почистить контакты, собрать реле, установить его на место и проверить стартер. Если все в порядке, проверьте обмотку катушки, например, тестером на наличие короткого замыкания или обрывов.
  • Проверьте реле управления стартером, найдя его по электрической схеме автомобиля. Он может быть расположен внутри или снаружи блока реле и предохранителей. Например, на ВАЗ 2108-2115 реле стартера расположено под капотом, в верхней части моторного отсека со стороны водителя. С помощью тестера или индикатора можно проверить, находится ли управляющий провод под напряжением: когда вы поворачиваете ключ, на выходе реле (тонкий управляющий провод к стартеру) должно появиться 12 вольт, иначе загорится индикатор. Если напряжение отсутствует, то либо неисправно само реле, либо проблема с проводкой ближе к замку.
  • Если реле впуска в порядке, стартер обычно запускает двигатель напрямую, реле управления также работает, и двигатель можно запустить, подав питание на реле - пройдите в салон и посмотрите на жгут проводов от замка. Сначала попробуйте завести автомобиль без него, замкнув контакты стартера между собой в соответствии с имеющейся электрической схемой. Проще всего это сделать на классическом семействе ВАЗ, где всего 5 проводов. На современных автомобилях сначала подключают провода, отвечающие за питание бортовой сети (ЭБУ и другой электроники), затем освещения и других систем, и, наконец, стартера. Если метод работает, проблема заключается в самом замке или его контактной группе. Если он не заводится, это электроника (иммобилайзер, сигнализация) или проводка под панелью.
  • Неисправный замок следует снять и проверить контактную группу. Если контакты окислены, подгорели или ослаблены, их необходимо очистить и установить заново. Если механические части замка повреждены, его необходимо заменить.
  • На автомобилях с автоматической коробкой передач неисправные концевые датчики на рычаге переключения передач или педали тормоза могут блокировать стартер. Их следует проверить, например, с помощью тестера. То же самое относится к концевому выключателю сцепления на некоторых моделях с механической коробкой передач.

Проблемы с запуском, когда ключ зажигания не запускает стартер из-за иммобилайзера или сигнализации, трудно устранить в полевых условиях. То же самое относится к проблемам с проводкой, требующим разборки панели управления. В таких случаях лучше всего вызвать квалифицированного электрика.

Добавить комментарий

Вы выделили текст, содержащий ошибки:
Пожалуйста, напишите, как нам необходимо исправить выделенный Вами текст. Затем просто нажмите кнопку "Автор - двоечник".
Вы выделили текст, содержащий ошибки:
Пожалуйста, напишите, как нам необходимо исправить выделенный Вами текст. Затем просто нажмите кнопку "Автор - двоечник".