В Государственную думу был внесен законодательный проект, на основании которого авторы-депутаты намерены внести изменения в Федеральный закон № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве».
Данные нововведения предусматривают упрощенный порядок взыскания штрафов ГИБДД, сумма которых не превышает 3000 рублей.
Когда начнёт действовать
Законопроект номер 347157-7, который предусматривает внесение изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (в части совершенствования процедуры взыскания исполнительского сбора), был представлен в конце прошлого года. Данный проект был принят Государственной думой первым чтением в ноябре 2018-го. Депутатами были представлены некоторые предложения, а срок внесения поправок в законодательный проект предусмотрен до 22 ноября текущего года.
Авторами законопроекта являются депутаты И.Б.Дивинский, С.И.Неверов, В.Б.Кидяев, А.Н.Изотов, А.Г.Аксаков, А.К.Исаев.
С текстом законопроекта можно ознакомиться в конце данной статьи.
По словам экспертов, законопроект будет полностью принят и вступит в силу в середине 2019 года. Некоторые же утверждают, что поправки вступят в силу и будут применяться, начиная уже с января 2019 года.
Новая процедура взимания штрафов
Новый законодательный проект предусматривает внесение изменений в порядок взыскания штрафов ГИБДД, сумма которых не превышает 3 тыс рублей. Как свидетельствуют статистические данные, штрафы, сумма которых не превышает 3000 рублей, составляют 1/3 часть от общего количества примененных штрафов за административные правонарушения в сфере дорожно-транспортных правоотношений. При этом за последние 9 месяцев 2018 года Федеральная служба судебных приставов получила больше 15 000 000 заявлений о возбуждении исполнительного производства, половиной из которых являются штрафы, не превышающие 3000 рублей.
Согласно законопроекту исполнительное производство не будет возбуждено, если:
- сумма штрафа составляет до 3000 рублей и
- решение о назначении меры административного наказания было принято с использованием средств видеонаблюдения.
В этом случае специальный служащий федеральной службы судебных приставов уведомляет гражданина о приведении исполнительного документа в исполнение. Уведомление отправляется через почту. Но законопроект также предусматривает возможность электронного уведомления через сервис государственных услуг или путем отправки смс-сообщения, конечно, если гражданин дал на это свое письменное согласие.
Далее служащий федеральной службы судебных приставов ждет два дня, начиная с момента получения гражданином письменного уведомления. При этом после отправки уведомления соответствующий служащий направляет запросы в банки с целью получения информации о:
- наличии в банке счета на имя гражданина;
- движении денежных средств;
- количестве денежных средств на счету в рублях или в иностранной валюте.
Если в течение двух дней после получения уведомления штраф не будет оплачен в добровольном порядке, то задолженность будет взыскана с банковского счета или карты гражданина. В частности, уполномоченный сотрудник направляет в банк документ, который является основанием для списания денежных средств со счета должника. При этом в подобной ситуации кроме суммы штрафа с гражданина также будет взиматься сумма исполнительного сбора, которая будет составлять как минимум 1000 рублей.
А в случае, если после отправки соответствующего документа в банк, не получается взыскать сумму задолженности в течение 20 дней, то по решению судебного пристава возбуждается исполнительное производство, и взыскание долга осуществляется по общему порядку в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Данный законопроект регулирует лишь процедуру взыскания штрафов, сумма которых не превышает 3000 рублей. Если же данная сумма значительно больше, то взыскание штрафа будет осуществляться по общему порядку в рамках возбужденного исполнительного производства.
Также законопроект не отменяет срока, в течение которого штраф может быть оплачен в добровольном порядке. Это значит, что гражданин имеет право оплатить административный штраф в течение 2 месяцев с момента вступления в силу постановления о применении меры административного наказания. А постановление вступает в силу спустя 10 дней с момента его получения. Т.е гражданин имеет право оплатить штраф в добровольном порядке в течение 70 дней.
Как это делается сейчас
Действующее на данный момент законодательство РФ предусматривает единый порядок принудительного взыскания штрафов вне зависимости от их суммы. Это значит, что после прохождения 70-дневнего срока, предназначенного для добровольной оплаты штрафа, сотрудники ГИБДД отправляют постановление в службу федеральных приставов. Судебный пристав принимает решение о возбуждении исполнительного производства и направляет соответствующее уведомление гражданину.
Следующий этап – взыскание суммы штрафа и исполнительного сбора. Денежные средства могут быть взысканы:
- с заработной платы гражданина;
- за счет средств, находящихся на банковских счетах;
- путем продажи движимого или недвижимого имущества.
На практике в основном административный штраф взыскивается с заработной платы должника. Если же он не работает, то по решению судебного пристава может быть наложен арест на его движимое или недвижимое имущество, которое может быть продано в принудительном порядке.
На какие нарушения распространяется новый порядок
В данную категорию попадает довольно большое количество различных нарушений правил дорожного движения. К числу наиболее распространенных можно отнести следующие:
- превышение скорости (до 40 км/ч);
- парковка транспортного средства под запрещающим знаком;
- вождение транспортного средства без водительского удостоверения;
- выезд на полосу, предназначенную для автобусов;
- парковка на полосе, предназначенной для автобусов;
- использование на машине фар иных цветов, неразрешенных законом и т.д.
Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что действующее законодательное регулирование предусматривает довольно сложный порядок взыскания даже самых незначительных штрафов ГИБДД, а новый законопроект направлен на упрощение данной процедуры.
Полный текст законопроекта
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (в части совершенствования процедуры взыскания исполнительского сбора)
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации 2007, № 41, ст. 4849; 2009, № 1, ст. 14, № 39, ст. 4539; 2011, № 29, ст. 4287, № 30, ст. 4573, № 49, ст. 7014, № 50, ст. 7352; 2013, № 14, ст. 1657, № 51, ст. 6699, № 52, ст. 7006; 2014, № 11, ст. 1099, № 19, ст. 2331; 2015, № 10, ст. 1393, ст. 1411, ст. 1427; 2016, № 1, ст. 64; 2017, № 31, ст. 4761, № 47, ст. 6847; 2018, № 11, ст. 1583) следующие изменения:
1) часть 2 статьи 43 дополнить пунктом 12 следующего содержания:
«12) прекращения обязательства заемщика - физического лица перед кредитором-залогодержателем в соответствии с Федеральным законом
от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»
(далее – Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»);2) в части 2 статьи 44 слова «пунктами 4, 5, 10 и 11 части 2 статьи 43» заменить словами «пунктами 2-5, 10-12 части 2 статьи 43»;
3) в части 1.1 статьи 69 слова «Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее – Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»)» заменить словами «Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;
4) в статье 112:
а) часть 3.1 изложить в следующей редакции:
«3.1. В отношении нескольких должников по солидарному взысканию
в пользу одного взыскателя исполнительский сбор взыскивается солидарно
в размере, установленном частью 3 настоящей статьи.»;б) часть 5 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
«8) по исполнительным документам в отношении физических лиц, участвующих в государственных программах помощи, утверждаемых Правительством Российской Федерации.»;
в) часть 5.1 изложить в следующей редакции:
«5.1. Неисполненные постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенные в отношении должника-гражданина, включенного в государственную программу помощи, утвержденную Правительством Российской Федерации, а также в рамках исполнительных производств, подлежащих прекращению по основаниям, установленным пунктами
2-5, 10-12 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, отменяются судебным приставом-исполнителем.»
Добавить комментарий