Манекены для краш-тестов издавна являются предметом социальной рекламы, мультфильмов, пародий, насмешек и даже названия музыкальной группы. Реальные манекены для краш-тестов, однако, можно назвать истинными спасателями как неотъемлемой части автомобильных краш-тестов. Несмотря на то, что автомобиль становится всё безопаснее ежегодно, и уровень смертности в общем снижается, ДТП остаются одной из ведущих причин смертности и травматизма практически во всех развитых странах мира.
Одна из причин, почему автомобили становятся всё более безопасными, - это устоявшиеся программы испытаний. В этой статье Вы узнаете как работают краш-тесты, в том числе краш-тест программы, из чего состоят манекены для краш-тестов.
Работа манекена заключается в имитации человеческого существа во время аварии, во время сбора данных, которые никак не удастся получить во время реальных ДТП. Все фронтальные краш-тесты проводятся с использованием разных утверждённых типов манекенов - так, краш-тесты в США используют такой их тип как "гибридный манекен III".
Манекен сделан из материалов, которые имитируют физиологию человеческого тела. Например, он имеет позвоночник из чередующихся слоев металлических дисков и резиновые прокладки. Манекены бывают разных размеров, и они делятся также по полу, размерам и даже конституции тела. Но наиболее часто в краш-тестах используется такой тип как средних размеров манекен мужского пола - немного больше, чем половина мужского населения мира и меньше. Он весит около 77 кг и достигает 178 см в росте.
Манекены содержат три типа приборов:
- Акселерометры
- Датчики нагрузки
- Датчики движения
Акселерометры
Эти приборы измеряют ускорение в определённом направлении . Эти данные могут быть использованы для определения вероятности получения травмы. Например, манекен бьётся головой о кирпичную стену, скорость его головы меняется очень быстро (что и причиняет боль). Но, если манекен бьётся головой в подушку, скорость его головы меняется значительно медленнее.
Манекен для краш-теста снабжён акселерометром над его ним. Внутри головы манекена также есть акселерометр, измеряющий ускорение по всем трём направлениям (вперед-назад, вверх-вниз, влево-вправо). Есть также акселерометр в груди, тазе, обеих ногах и, в зависимости от типа, других частях тела.
График выше показывает ускорение (если быть точнее, то замедление, но физики говорят именно "ускорение") головы водителя со скорости 56 км в час при лобовом столкновении. Обратите внимание, что это не устойчивое значение - оно колеблется вверх и вниз во время аварии. Это отражает то, как голова замедляется во время аварии с максимальными значениями, наступающими в то время, когда голова поражает твердые предметы или подушки безопасности.
Датчики нагрузки
Внутри манекена находятся датчики нагрузки, которые измеряют количество и качество действующих на манекен сил на различных частях тела во время аварии.
График выше показывает силу в ньютонах в бедре водителя (бедренной кости), при лобовом столкновении на скорости 56 км/ч. Максимальная нагрузка на кость может быть использована для определения вероятности разрушения этой кости.
Датчики движения
Эти датчики используются в груди манекена. Они измеряют, насколько грудь отклоняется во время аварии.
График выше показывает отклонение груди водителя во время аварии. В данной аварии грудь водителя сжимается примерно на 46 мм. Эта травма будет болезненной, но вероятнее всего не смертельна.
Национальная Администрация безопасности дорожного движения (NHTSA) проводит два типа краш-тестов в рамках новой программы оценки автомобиля:
- Лобовое столкновение на скорости 56 км в час - машина едет на данной скорости в плоское бетонное ограждение. Это эквивалентно столкновению двух автомобилей, оба из которых движутся на скорости 56 км/ч.
- Боковой удар по автомобилю специальной тележкой весом 1368 кг с деформируемым бампером. Такой краш-тест имитирует автомобиль, который пересекает перекресток в то время, когда для него горит красный свет светофора.
Перед краш-тестом манекены, размещенные в автомобиле, специально красятся (точнее, красят определённые их органы). Различные цвета краски наносятся на различные части тела манекенов, которые вероятнее всего, примут удар при столкновении. Колени манекена, лицо и области черепа окрашены разными цветами. Затем цветовые метки в машине будут указывать, какие части тела в какие части автомобиля в салоне ударялись. Эта информация поможет исследователям развивать улучшения для предотвращения такого рода травм в будущем аварий.
Помимо этого, вокруг точки столкновения устанавливаются десятки камер под разными углами, дабы запечатлеть каждую деталь столкновения.
Безопасное столкновение или как работает идеальный краш-тест?
Очевидно, что идеальным результатом краш-теста было бы отсутствие любых последствий - но что поделать, с физикой не поспоришь! Однако, наилучшим последствием является сведение к самому минимуму ДТП. Как все системы безопасности автомобиля собираются вместе, чтобы дать вам максимально "гладкую" аварию?
Всё дело в кинетической энергии. Когда тело человека движется со скоростью 56 км в час, оно имеет определённое количество кинетической энергии. После катастрофы, когда человек приходит к полной остановке, он будет иметь нулевую кинетическую энергию. Чтобы свести к минимуму риск получения травм, необходимо максимально возможно гладкое и равномерное сведение к минимуму кинетической энергии. Все системы безопасности в автомобиле пытаются сделать именно это.
В идеале автомобиль имеет ремни безопасности с преднатяжителями и ограничителями силы, оба приспособления подтягивают ремни безопасности очень быстро после того, как автомобиль попадает в барьер, но до того, как подушки безопасности срабатывают. Ремни безопасности могут поглощать некоторую энергию во время движения человека к подушке безопасности. Миллисекундами позже уже и ремни, и подушки безопасности тормозят тело от инерционного движения вперёд, максимально увеличивая площадь нагрузки на тело человека. Далее подушки безопасности уже поглощают больше кинетической энергии, одновременно защищая человека от ударов твёрдыми предметами.
В этой гипотетической аварии системы безопасности в машине работают слаженно и почти одновременно, чтобы замедлить уменьшение кинетической энергии. Потому, если вы пренебрегаете ремнями безопасности, то это первый этап потери вашей защиты.
Комментарии (1)
При покупке автомобиля особое внимание уделяю его безопасности. Считаю, что лучше переплатить несколько сотен долларов за дополнительные подушки безопасности.
Краш-тесты помогают увидеть реальную картину при аварии. Я была просто в шоке, когда посмотрела ролики краш-тестов китайских машин. От них вообще ничего не остается, они сминаются как консервные банки. Жуть!
Добавить комментарий