Вы здесь

Как проверить работоспособность генератора на автомобиле

Основным источником электроэнергии в автомобиле является генератор. Именно благодаря этой детали работают все электроприборы в машине. Его внезапная поломка может привести к тому, что транспортное средство просто перестанет ехать. Рекомендуется не допускать критических ситуаций и периодически проверять, как работает генератор. В статье подробно разберем устройство и назначение электрогенератора, способы его диагностики.

Устройство и назначение генератора в автомобиле

В машине источников электрического тока имеется всего два - это аккумулятор и генератор. Если первый предназначен для выполнения старта двигателя, то второй является основным. В процессе работы ДВС генератор самостоятельно производит электроэнергию. Благодаря ему происходит зарядка аккумулятора и питание других электроприборов. 

Всего существует два типа генераторов: переменного и постоянного тока. Последний тип уже практически не используется. В настоящее время на все автомобили устанавливается генератор переменного тока, который способен создавать электроэнергию при любом режиме работы двигателя внутреннего сгорания. Всего существует два типа данных генераторов - традиционный и компактный. Отличаются они лишь размерами корпуса. 

Внутри каждого агрегата находится комплект составляющих элементов. Они обеспечивают стабильную и бесперебойную работу.

К ним относятся:

  1. Корпус. Он состоит из двух частей и является оболочкой для внутренних элементов. Крышки корпуса изготовлены из алюминиевых сплавов.
  2. Привод, состоящий из шкива, вала и подшипников. Его работа обеспечивается вращением вала, который происходит за счет вращения двигателя. Передача крутящего момента выполняется за счет ремней.
  3. Статор. Эта деталь генератора считается основной. Именно статор создает переменный ток от ротора. Состоит он из металлических пластин с 36 пазами. 
  4. Ротор. Деталь предназначена для создания электромагнитного поля. 
  5. Регулятор напряжения - это датчик, который позволяет поддерживать напряжение агрегата. 
  6. Диодный мост. Еще его называют выпрямительным блоком. Он предназначен для преобразования переменного тока в постоянный. 
  7. Щеточный узел. Наиболее простой механизм во всей конструкции, который передает ток на кольца ротора.

Для диагностики генератора на работоспособность важно понимать принцип его работы. Функционировать данная деталь автомобиля начинает после включения зажигания. От аккумулятора ток передается на щеточный узел, через который попадает на кольца и ротор. Начинается вращение последнего при помощи ремней от коленвала. От данного процесса статор начинает вырабатывать ток переменный. Для образования прямого тока он проходит через диодный мост. Таким образом, происходит генерация электроэнергии для нормального питания приборов автомобиля. 

Как проверить генератор без снятия?

Отвечая на вопрос, возможно ли и как проверить генератор без его снятия с автомобиля, следует отметить, что это вполне возможно. Для процедуры нужен специальный прибор. Он называется мультиметр и продается в строительных магазинах. Для выполнения проверки прибор нужно установить в режим 20 В и прикрепить на генератор. Если он полностью заряжен, то мультиметр определит около 12,5 вольт. 

Далее нужно выполнить запуск двигателя и при высоких оборотах выждать примерно 5 минут. Исправный генератор выдаст до 14,7 вольт напряжения. Затем следует дать дополнительную нагрузку. Для этого поэтапно включать электроприборы и одновременно производить контроль напряжения. Исправная деталь не должна выдавать менее 13,5 вольт.

Когда под рукой нет мультиметра, проверку можно выполнить другим способом. Однако точность ее будет значительно ниже. Исправным можно назвать генератор, который не позволяет заглохнуть двигателю при снятой минусовой клемме с аккумулятора. Если все же двигатель перестал работать, то можно предположить, что генератор работает некорректно.

Как проверить щетки и кольца?

Самый простой способ вычислить неисправности генератора - это проверить его щетки. Для этого нужно просто измерить их длину. Замене подлежат те щетки, которые менее 5 мм. Такую диагностику рекомендуется выполнять при каждом плановом осмотре автомобиля.

Как проверить диодный мост?

Далее отвечая на вопрос, как проверить генератор на работоспособность, следует приступить к проверке исправности диодного моста. Для этого можно воспользоваться мультиметром или обычной маломощной лампочкой. Подойдет автомобильная лампа в 12 В.

Проверка производится следующим образом:

  1. К аккумулятору подключить последовательно лампу с проводами. “Плюсовой” к “+”, “минусовой” к “-”. Должно произойти замыкание, и лампа загорается. 
  2. Далее приступить к проверке диодного моста и проверить замыкание между пластинами. Нужно прижать “+” к верхней, а “-” к нижней. Таким образом происходит проверка на короткое замыкание, и если лампа не загорелась, то оно отсутствует.
  3. Далее нужно проверить диоды на обрыв. Для этого плюсовой провод нужно прижать к верхней пластине, а минусовой перемещать поочередно к соединениям диодов. При их исправности лампочка не загорается. Таким же образом проверяются и отрицательные диоды.

Как проверить регулятор напряжения?

Выявить проблемы с работой генератора можно проверкой регулятора напряжения. Самый простой вариант - это произвести проверку при помощи специального прибора под названием мультиметр. Для выполнения работ не требуется снимать генератор.

Проверка выполняется следующим образом:

  • на приборе установить напряжение в 20 В;
  • выполнить запуск ДВС;
  • замерить напряжение на клеммах, оно должно быть в пределах 13,2-14 В;
  • добавить обороты до 2500 в мин. и снова произвести замер, значения должны быть 13,8 В;
  • увеличить обороты ДВС до 3000 в минуту, при этом показания напряжения должны измениться до 14,8 В.

Корректно работающий регулятор напряжения будет выдавать значения, не сильно отличающиеся от указанных выше параметров. 

Как проверить статор и ротор?

Проверка ротора выполняется мультиметром. Щупы прибора нужно присоединить к кольцам. Исправный ротор выдаст значения от 2,3 до 5,1 Ом. Пониженные показатели означают межвитковое замыкание. Повышенные свидетельствуют о плохом контакте обмотки. Если же прибор совсем не показывает сопротивление, то можно судить о том, что в обмотке произошел обрыв.

Добавить комментарий

Вы выделили текст, содержащий ошибки:
Пожалуйста, напишите, как нам необходимо исправить выделенный Вами текст. Затем просто нажмите кнопку "Автор - двоечник".
Вы выделили текст, содержащий ошибки:
Пожалуйста, напишите, как нам необходимо исправить выделенный Вами текст. Затем просто нажмите кнопку "Автор - двоечник".