
Сегодня на наших дорогах становится все больше машин, в которых в качестве трансмиссии используется вариатор (CVT). Автопроизводители стали отдавать предпочтение данной системе вместо привычной классической АКПП, потому что она более экономична и демонстрирует лучшие показатели в работе, и переключать такую коробку намного комфортнее.
Однако вместе с явными плюсами для автолюбителей, у вариаторов есть и существенные недостатки. Они не любят большие нагрузки, поэтому не рекомендуется резко разгонять машину или тормозить, ездить рывками и агрессивно или использовать авто на экстремальных трассах и труднопроходимой местности. А еще вариаторные коробки чувствительны к трансмиссионному маслу, которое в них заливают.
В статье подробно разберем, когда необходимо проводить замену масла в вариаторе CVT? Какую жидкость следует для этого использовать? И можно ли самостоятельно поменять масло в коробке?
Как устроен вариатор CVT?
Прежде чем узнать, как заменить масло в вариаторе, следует остановиться на устройстве данной трансмиссии.
Вариатор представляет собой разновидность автоматических КПП, в котором заложен бесступенчатый механизм изменения передачи за счет силы трения. Это значит, что переключение коробки проходит плавно и без ненужных рывков, разгон идет в оптимальном режиме, а расход топлива минимален.
Внутри корпуса такой трансмиссии есть вариаторная передача со шкивами, планетарный механизм, обеспечивающий реверс заднего хода, блок - процессор управления, храповик, блокирующий движение, гидравлическая система, датчики и другие узлы, а также дифференциал сцепления для передачи вращения и отсоединения коробки. По последнему элементу вариаторы бывают электромагнитные, центробежные, многодисковые или гидротрансформаторные, а сцепление внутри может быть ременное, цепное или гибкое тороидное.
Чтобы весь этот механизм плавно и синхронно работал, отвечает гидравлическая система. В нее входит насос, блок клапанов, управляющие гидроцилиндров и несколько фильтров. Гидроблок и все характеристики вариатора CVT зависят от качества и количества залитого масла, которое необходимо периодически обновлять.
Какое масло подходит для вариатора CVT?
Масло для вариатора CVT должно подходить строго для автоматических коробок передач (АКПП), и лучше выбирать оригинальное, рекомендованное компанией-производителем. В крайних случаях, когда нет возможности приобрести указанную жидкость, можно взять близкий аналог - синтетический или полусинтетический. Но тогда придется полностью менять всю залитую жидкость на новый объем.
При этом выбирая аналогичное трансмиссионное масло, оно должно соответствовать признанным стандартам API или Dexron, и обязательно надо обращать внимание на следующие показатели:
- Индекс вязкости, указывающий на сохранение хорошей текучести при нагреве. Оптимальное значение 170-190.
- Температура застывания - не более -30 ͒C.
- Температура вспышки, после достижения которого будет испарение. В идеале лучше выбирать от 200 ͒C и выше.
- Наличие присадок для снижения износа и очищения - цинк, бор, магния и другие вещества.
Также лучше выбирать масла известных марок в проверенных местах, чтобы избежать подделок.
Как понять, что требуется замена масла?
Наверно, многие слышали, что производители и менеджеры автосалонов говорят о «вечности» ресурса вариатора CVT и его трансмиссионного масла, изначально залитого. Но это совершенно не так, и любое расходное масло в процессе работы сильно нагревается и постепенно теряет свои свойства.
Как и в других АКПП, по регламенту замена жидкости должна быть на пробеге в 40-50 тысяч километров. Это среднее значение, ориентированное на эксплуатацию авто в спокойном и правильном режиме. Долгое стояние в пробках на дорогах, особенно при жаре за окном, езда по пересеченной местности, где возможно пробуксовка колес, использование дополнительных прицепов, а также резкое динамичное вождение за рулем, намного ускорят необходимость обновления масла для вариатора CVT.
При этом заранее можно проверить состояние трансмиссионной жидкости. В современных машинах в блоке управления установлен счетчик ее старения и расчета остатка. Кроме того, при неисправностях на панели будет гореть чек, а при езде отчетливо будет слышен характерный шум коробки и ощущаться запах горелого масла.
Но самый лучший способ - визуальный контроль. Для этого машину ставят на ровную поверхность, включают мотор, чтобы он и масло нагрелось до 50-80 ͒С, а потом глушат. Под капотом достают специальный щуп с надписью «CVT»/«TRANSMISSION», вытирают его тряпкой от масла и снова опускают в отверстие до упора. На повторном просмотре уровень жидкости должен находиться между минимальной и максимальной отсечкой, в идеале посередине.
Также масло можно капнуть на чистую салфетку или поверхность и посмотреть его консистенцию и наличие включений. Мутность, включения металлической стружки и характерный горелый запах укажут, что масло выработало свой срок и его нужно менять.
Важно помнить, что игнорирование проблемы скажется на работе всей коробки и других частей трансмиссии. Были случаи, когда вариатор выходил из строя, и понадобится или его ремонт, или полностью замена, что стоит больших денег.
Способы замены масла
Когда назрела необходимость в замене масла в коробке вариатора, то сделать это можно, обратившись к специалистам СТО или самостоятельно. Процесс достаточно простой и почти одинаков для всех АКПП. Только необходимо определиться: полностью менять весь объем масла или провести частичную замену. Разберем подробно два данных варианта.
Полная замена
Полностью заместить старое отработанное масло на новое можно аппаратным способом с помощью специальной установки, которую подключают к патрубкам охлаждения и под давлением подают новую жидкость.
Это делают только на СТО, а своими руками это можно выполнить таким образом:
- Первым делом надо хорошо прогреть машину, проехав несколько километров, и приготовить все необходимые средства (масло, фильтры, ключи, головки, тряпки, ветошь, дополнительную емкость и тд).
- После остановки двигателя подождать около часа, чтобы масло стекло в поддон.
- Ставим емкость под сливную пробку и откручиваем ее.
- Когда масло вытечет, выкручиваем болты, на которых держится поддон, и снимаем его для чистки и мытья.
- Рекомендуют также отключить соленоиды, чтобы снять и промыть гидроблок.
- Далее заменить все внутренние фильтры, установить обратно гидроблок, а после него внешний фильтр. Закрепить поддон на место.
- Переключая селектор коробки внутри салона, проверить совместимость шкива вариатора и цилиндра гидроблока.
- И последнее - через заправочное отверстие залить новое трансмиссионное масло, проверяя его уровень с помощью щупа до необходимого объема. В среднем на это уходит 8-10 литров жидкости.
Частичная замена
Таким способом, вы частично обновляете трансмиссионную жидкость, смешивая новое масло со старым. При этом следует взять точно такое же масло, которое уже было залито в коробку, то есть производитель, присадки и свойства все одинаковое. Процесс проходит аналогично схеме полной замене, только объем слитой жидкости должен равняться одной трети или чуть больше от всего объема внутри вариатора. Автомобиль и коробку тоже нужно нагреть, а затем заехать на смотровую яму. Открутить пробку и слить нужный объем в какую-нибудь емкость. Затем обратно закрутить, а в коробку добавить столько же нового масла.
Такую замену можно проводить через каждые 500-600 километров пробега, поэтому за три раза все масло полностью обновится. Только не надо забывать про смену масляных фильтров. Новые рекомендуют ставить при первом сливе и при последнем.
В целом, постоянно проводить частичную замену масла не рекомендуют, так как постоянно идет накопление металлической стружки. Она может вывести из строя гидроблок и привести к ремонту или дорогостоящей замене вариатора.
Добавить комментарий