В настоящее время контроль над режимом труда и отдыха водителей регулируется лишь приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 и Трудовым кодексом. Однако в Правилах дорожного движения на этот счет ничего не сказано. Исправить данную ситуацию могут новые изменения, созданные 20 февраля 2019 года.
Основанием для разработки законопроекта послужило:
- принятие Федерального закона № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»;
- исполнение плана мероприятий, которые направлены на соблюдение водителями транспортных средств режима отдыха.
Сейчас законопроект находится на этапе публичного обсуждения. Согласно новоиспеченному закону, в ПДД могут быть внесены дополнительные пункты, призванные регламентировать трудовую деятельность водителей грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонны, а также водителей автобусов.
Внедряемые новшества:
- Через 4 часа 30 минут с момента начала управления транспортным средством водитель грузового автомобиля или автобуса обязан сделать перерыв для отдыха, продолжительность которого должна быть не менее 45 минут. Данный перерыв можно поделить на две части, первая из которых составляет не менее 15 минут, а вторая – не менее 30 минут. Например, проехали 2 часа, сделали перерыв на отдых 15 минут и снова в путь. Далее после 2 часов 30 минут езды сделали еще один перерыв на 30 минут.
- Водитель не должен находиться за рулем транспортного средства более 9 часов в сутки. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, однако не более двух раз за календарную неделю.
- Ежедневный отдых водителя грузового автомобиля или автобуса должен быть не менее 11 часов. Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не больше трех раз между следующими друг за другом еженедельными отдыхами.
- В течение недели водитель грузового транспортного средства или автобуса должен находиться за рулем не более 56 часов.
- Еженедельный отдых должен составлять не менее суток (24 часов) и следовать за ежедневным отдыхом.
- В течение двух календарных недель время управления транспортным средством не должно превышать 90 часов. При этом должно быть два еженедельных отдыха продолжительностью не менее 45 часов и не менее 24 часов каждый, которые должны следовать за ежедневным отдыхом.
Ко всему прочему, в пункт 7.4 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» может быть добавлено условие о неработоспособности тахографа, а в пункт 7.7 его отсутствие. Иными словами, если данный законопроект будет принят, то с неисправным или отсутствующим тахографом транспортное средство не будет допущено к эксплуатации. Разумеется, это коснется только тех транспортных средств, на которых установка тахографа обязательна согласно Законодательству Российской Федерации.
Какая связь между тахографом и соблюдением режима отдыха? Все просто. С помощью последнего можно осуществить контроль над тем, как водитель соблюдает установленные законодательством нормы, связанные с отдыхом от управления транспортным средством. Зачем нужны такие нормы? Тоже все просто. У уставшего водителя вероятность попасть в ДТП куда выше, чем у отдохнувшего и здравомыслящего.
Какие транспортные средства должны быть оснащены тахографом
Согласно приказу Минтранса Российской Федерации от 13 февраля 2013 года № 36, следующие виды транспортных средств должны оснащаться тахографом:
- участвующие в перевозке пассажиров и имеющие девять или более мест для сиденья, не считая водительского места, с максимальной массой, не превышающей 5 тонн;
- участвующие в перевозке пассажиров и имеющие девять или более мест для сиденья, не считая водительского места, с максимальной массой, превышающей 5 тонн;
- участвующие в транспортировке грузов с максимальной массой от 3,5 до 12 тонн;
- участвующие в перевозке грузов с максимальной массой более 12 тонн.
Однако не на все транспортные средства, попадающие под вышеуказанные пункты, обязательно устанавливать тахограф. Существуют и исключения, благодаря которым можно избежать проблем, вызванных отсутствием или неисправностью этого контрольного устройства:
- Транспортные средства, которые допущены к международным автомобильным перевозкам и имеющие карточку допуска к этим самым перевозкам. Стоит отметить, что не обязательно осуществлять перевозки. Достаточно будет самого факта наличия карточки доступа.
- Транспортные средства, относящиеся к пассажирским и грузовым троллейбусам.
- Транспортные средства, принадлежащие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
- Транспортные средства, зарегистрированные ВАИ и Федеральным дорожным агентством. Однако Федеральный закон должен предусматривать возможность военной службы в таких автомобилях.
- Транспортные средства, прошедшие регистрацию в органах по осуществлению государственного надзора за самоходными машинами и другими видами техники.
- Учебные транспортные средства, не участвующие в коммерческой деятельности.
- Транспортные средства, проходящие дорожные испытания. Такие испытания должны быть предусмотрены соответствующими государственными стандартами.
- Транспортные средства, которые были выпущены 30 или более лет назад. При этом они должны быть в оригинальном состоянии (оригинальный двигатель, кузов, рама и т. д.) и за них не должен быть выплачен утилизационный сбор. Ко всему прочему, автомобили, относящиеся к этой группе, не должны участвовать в коммерческой деятельности.
- Передвижные лаборатории и мастерские.
- Передвижные репортажные телевизионные студии.
- Грузовые автомобили, которые используются в сельскохозяйственной деятельности. Однако территория их использования не должна выходить за рамки муниципального района, где зарегистрировано транспортное средство, и районов с ним граничащих.
- Автомобили скорой медицинской помощи и медицинские комплексы на шасси транспортных средств.
- Автобетононасосы, автокраны, автобетоносмесители, автогудронаторы и автоэвакуаторы.
- Пожарные автомобили.
- Транспортные средства, использующиеся в коммунальном хозяйстве и обслуживании нефтяных и газовых скважин.
- Транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами.
- Автолавки и автомобили-дома.
- Автобусы для ритуальных услуг.
- Специально оборудованные транспортные средства, использующиеся для перевоза молока, скота, птицы, рыбы, яиц и минеральных удобрений.
Разумеется, данные правила касаются только транспортных средств, которые выпускаются или находятся в обращении на территории Российской Федерации.
Эксплуатация транспортного средства без тахографа, разумеется, если его наличие предусмотрено законодательством РФ, наказывается штрафом:
- должностные лица – от 5 до 10 тыс. рублей;
- граждане – от 1 до 5 тыс. рублей.
Те же меры наказания действуют и в случаях модификации или фальсификации данных тахографа. Однако если «Закон об изменениях нормы труда для водителей грузовых автомобилей» вступит в силу, то штрафом вы уже не отделаетесь. Поскольку на настоящий момент в нем присутствуют пункты, согласно которых транспортные средства, не оснащенные тахографом, вообще не могут быть допущены к эксплуатации. Разумеется, это касается только транспортных средств, на которые тахограф нужно устанавливать по закону.
Требования к тахографу
В первую очередь тахограф должен выполнять свою первоочередную функцию, а именно непрерывно фиксировать то, как водитель соблюдает режим труда и отдыха. Ко всему прочему, он должен обладать защитой от вмешательства третьих лиц, чтобы фиксируемые данные не были изменены или подделаны. Согласно постановлению правительства Российской Федерации № 1213, правила контроля и обслуживания тахографов устанавливаются Министерством транспорта РФ. Однако свои решения они обязаны согласовывать с МВД и ФСБ.
В комплект тахографа входят:
- средство криптографической защиты информации (СКЗИ), срок действия квалифицированных ключей блока защиты не превышает 3 лет;
- датчик движения;
- антенна для приема сигнала со спутниковой системы ГЛОНАСС и GPS;
- антенна для приема и передачи сигналов GSM и GPRS в том случае, если транспортное средство оснащено бортовым устройством связного модуля;
- карты тахографа;
- опломбированный корпус, внутри которого содержится программное обеспечение, осуществляющее обработку данных.
Отдельно стоит выделить карты тахографа, которые служат для аутентификации и идентификации соответствующих лиц:
- Карта предприятия – для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность на территории РФ. Активирует режим предприятия. В этом режиме можно проверить характеристики автомобиля, пробег и соблюдение скоростного режима. Срок действия карты три года.
- Карта контролера – для сотрудников органов, ответственных за контроль. Используется для активации режима проверки работы водителя. Срок действия карты два года.
- Карта мастерской – для сотрудников, которые аккредитованы для замены и установки тахографов. Используется для активации режима корректировки, в котором можно вносить соответствующие идентификационные данные. Срок действия карты один год.
- Карта водителя – для водителя транспортного средства, на котором установлен тахограф. С помощью этой карты активируется рабочий режим тахографа, в котором он регистрирует то, как водитель соблюдает нормы труда и отдыха, а также иные события, сбои и неисправности. Срок действия карты три года.
Режим труда водителей
Что произойдет, если «Закон об изменениях нормы труда для водителей грузовых автомобилей» вступит в силу, мы разобрались. Однако не лишним будет узнать, как обстоят дела сейчас. Вполне возможно, что вы перерабатываете и не получаете соответствующих надбавок. Более того, за нарушение режима работы можно и штраф получить. В любом случае, подобная информация лишней никогда не будет.
Планируется режим работы водителей согласно графику работы. Его составлением должен заниматься работодатель. Причем делать это он должен каждый месяц с обязательным информированием водителя, для которого график был составлен. В таком графике должны быть отражены все рабочие дни водителя и непременно указано время начала и окончания смены, а также время, отведенное для перерыва и питания. Ко всему прочему в графике работы должны указываться и дни еженедельного отдыха.
Учет рабочего времени водителя делится на две группы:
- Ежедневный – продолжительность каждого отдельно взятого рабочего дня. Регулируется приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 года № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».
- Суммированный – общее рабочее время за месяц. В одном месяце общее количество рабочих часов не может превышать нормы, установленные приказом Минтранса РФ. Однако длительность отдельно взятых рабочих дней может разниться.
Как рассчитывается рабочее время водителя
Общепринятая продолжительность времени работы водителя не должна быть больше 40 часов в одну календарную неделю. При этом ежедневный рабочий день рассчитывается следующим образом:
- рабочая неделя 5 дней (2 выходных) – не более 8 часов;
- рабочая неделя 6 дней (1 выходной) – не более 7 часов.
Стоит отметить, что иногда условия производства не позволяют соблюдать общепринятые законодательные нормы. В этом случае суммируется время работы водителя за месяц. Как уже было упомянуто выше, эта сумма не должна превышать 40 часов. Также в некоторых случаях учетный период может быть увеличен до 3 месяцев. Однако это необходимо согласовывать с профсоюзными организациями или другими органами, представляющими интересы водителей.
Если водитель оказывает услуги по перевозке пассажиров или груза в летне-осенний период времени (сезонные работы), то учетный период времени, по которому рассчитывается сумма рабочих часов, может составлять до 6 месяцев. В любом случае, работодатель не может нагружать водителя сверх нормы. То есть за эти полгода сумма рабочего времени не должна превышать 240 часов.
В случае суммирования максимальный размер рабочего времени не может быть более 10 часов. Однако есть несколько исключений, когда это время может увеличиваться до 12 часов:
- Междугородние перевозки, при которых водителю транспортного средства необходимо добраться до места отдыха. Если же за отведенное время водитель не в состоянии осуществить переезд, то работодатель обязан отправлять в рейс двух или более водителей и помимо всего прочего оборудовать автомобиль спальным местом.
- Регулярные пригородные и автобусные перевозки. Увеличение рабочего времени в таком случае должно быть согласованно с органами, представляющими интересы водителей.
- Маршруты, связанные со здравоохранением, коммунальными службами, почтовой, телефонной или телеграфной связью, ремонтом и контролем государственных телевизионных каналов, инкассацией, перевозом сотрудников местного самоуправления и руководителей тех или иных организаций. Однако такие маршруты не должны выходить за рамки населенного пункта, а продолжительность нахождения за рулем транспортного средства не может быть больше 9 часов.
Для водителей автобусов, которые используются для городских и пригородных регулярных перевозок, рабочий день может разделяться на две части. Но только с согласия самих водителей. При этом регулируется такое разделение на основании нормативного акта, принимаемого органами, представляющими интересы водителей. Первая часть рабочего дня в таком случае не должна превышать пяти часов. Более того, если первая часть рабочего дня составляет более четырех часов, то водителю обязательно должно быть предоставлено время для отдыха (как минимум 15 минут), предшествующее основному перерыву между двумя частями рабочего дня.
Основной перерыв же не может быть больше двух часов. Однако в это время не включается отдых, сон и питание. Увеличение времени основного перерыва до трех часов возможно только на основании отраслевого соглашения, которое заключается на муниципальном уровне социального партнерства с согласия водителя.
Для водителей легковых транспортных средств за исключением такси может быть установлен ненормированный рабочий день. Однако это решение должно быть согласовано с профсоюзом или другим органом, представляющим интересы водителей.
Из чего состоит рабочее время водителя
В состав рабочего времени водителя входит время:
- Проведенное за управлением транспортным средством.
- Которое было потрачено на специально отведенные перерывы для отдыха от вождения транспортного средства.
- Потраченное на различные подготовительные работы перед выездом на маршрут и после возвращения с него. В случае междугородних перевозок учитывается время, в течение которого водитель выполнял работы в пункте оборота.
- Потраченное на медицинский осмотр и следование от рабочего места до пункта проведения осмотра и обратно.
- Простоя, в том случае если он был не по вине водителя.
- Которое водитель тратит на стоянку в случае разгрузки и погрузки грузов.
- Потраченное на ремонт транспортного средства, если он не требует разбора механизмов.
- Потраченное на охрану груза, если это предусматривается трудовым договором.
Также в рабочее время включаются часы, во время которых водитель не управляет транспортным средством, если в рейс были направлены два или более водителей.
Время, отведенное водителям на отдых
В общих случаях работодатель обязан предоставить водителям время на отдых и питание не более двух часов и не менее 30 минут. В случае если смена превышает 8 часов, то водителю предоставляется два перерыва, согласно указанным выше временным рамкам. Междусменный отдых по своей продолжительности должен превышать время, проведенное в смене предшествующей отдыху, как минимум в два раза (не менее 12 часов в случае суммированного учета).
Также в случае суммированного учета для водителей, работающий на транспортных средствах, участвующих в городских и пригородных перевозках, отдых может сокращаться до 9 часов. Однако при этом работодатель обязан предоставить не менее чем 48 часов отдыха после окончания рабочей смены. Ко всему прочему, такое сокращение возможно только в случае письменного заявления работника или по согласования с профсоюзом.
Для водителей, участвующих в междугородних перевозках, продолжительность ежедневного отдыха составляет не менее 11 часов. Она также может быть сокращена до 9 часов, но не более трех раз за календарную неделю и при условии предоставления дополнительного отдыха, суммарно равного сокращенному междусменному отдыху.
Еженедельный отдых обязан следовать или предшествовать междусменному отдыху. А его продолжительность должна быть не менее 42 часов. Если работодатель привлекает водителя к работе во время еженедельного отдыха, то это не должно выходить за рамки 113 статьи Трудового Кодекса РФ:
- Для предотвращения аварийных ситуаций или катастроф, а также для устранения их последствий.
- Для предотвращения несчастных случаев или случаев, которые грозят уничтожением или порчей имущества работодателя, государства и муниципалитета.
- Для выполнения работ, обусловленных чрезвычайным или военным положением.
Как видно из вышеуказанной информации, нововведения, которые может привнести обсуждаемый законопроект, в состоянии существенно облегчить жизнь водителям грузовых автомобилей. И более того, оградить участников дорожного движения от ДТП, возникающих по вине уставших или недоспавших водителей грузовых транспортных средств.
Добавить комментарий