Ведущие мосты используются для передачи крутящего момента непосредственно на ведущие колеса автомобиля. Обычные автомобили (ГАЗ-51А, ЗИЛ-164А) имеют один или два (автомобили КрАЗ-219) задние оси, вездеходы (ГАЗ-69, ГАЗ-69А, ГАЗ-63) - один передний мост и один или два (автомобилей ЗИЛ-157К, ЗИЛ-157, ЗИЛ-151, Урал-375, КрАЗ-214) задние ведущие мосты.
Мосты состоят из главной передачи, дифференциала и карданного вала, заключенных в общий кожух. Передний ведущий мост, у которого есть не только ведущие, но и ведущие колеса, по своей конструкции отличается от заднего ведущего моста тем, что его ведущие валы являются составными; они соединены шарнирами с одинаковой угловой скоростью.
Главная передача предназначена для передачи крутящего момента под прямым углом с карданного вала на ведущие валы ведущих колес, а также для увеличения передаваемого крутящего момента.
Главные передачи делятся на одинарные и двойные. Одиночная главная шестерня состоит из двух конических шестерен: одной главной (малой) и одной ведомой (большой). Главные шестерни обычно имеют спиральный зубец, что увеличивает сопротивление зубьев шестерни и обеспечивает более плавную и тихую работу.
В одинарной передаче коническая ведущая шестерня имеет небольшое количество зубцов, поэтому нагрузка на ее зубья очень значительна. Поэтому одинарная передача в основном используется в легковых автомобилях, а также в легких и средних грузовиках.
В двойной главной передаче крутящий момент передается через две пары шестерен: от ведущей конической шестерни (малой) к ведомой конической шестерне (большой), а затем от малой прямозубой цилиндрической шестерни к прямозубой цилиндрической шестерне большой. Конические шестерни обычно снабжены спиральными, цилиндрическими зубьями - прямыми или косыми.
В двойной передаче большое передаточное число достигается за счет того, что две пары шестерен находятся в зацеплении. Это позволяет увеличить количество зубьев на малой конической шестерне и тем самым снизить нагрузку на ее зубья.
Помимо обычной конической передачи, в которой оси ведущей и ведомой шестерен пересекаются друг с другом, на некоторых автомобилях используются гипоидные передачи. В этих передачах ось ведущей шестерни смещена вниз относительно ведомой оси. Это позволяет немного опустить положение карданного вала и опустить кузов, т.е понизить центр тяжести транспортного средства, что важно для обеспечения устойчивости транспортного средства при движении на высокой скорости. Обе шестерни этой трансмиссии имеют косозубые зубья. Гипоидные передачи работают очень плавно и тихо.
Дифференциал позволяет ведущим колесам вращаться с разной скоростью. Это необходимо, потому что при этом колеса левого и правого приводных валов движутся неравномерно как на поворотах, так и при движении автомобиля по неровной дороге.
Когда автомобиль поворачивает, например, вправо, правое колесо проходит меньшее расстояние, и его скорость вращения относительно левого колеса снижается; следовательно, увеличивается сопротивление скольжению правой полуоси. В этом случае сателлиты начинают катиться по шестерне правого полуоси и, вращаясь на шипах, увеличивают скорость вращения левого колеса, которое, поворачиваясь вправо, должно пройти большее расстояние, чем правое колесо. В этом случае количество оборотов левого колеса увеличивается, когда количество оборотов правого колеса уменьшается.
При наличии дифференциала крутящий момент, передаваемый от главной передачи на ведущие валы, равномерно распределяется между ведущими валами. Эта характеристика дифференциала в некоторых случаях затрудняет движение автомобиля по скользкой дороге или бездорожью. Затем, когда одно из ведущих колес ударяется о скользкий участок дороги (грязь, лед), колесо начинает проскальзывать с недостаточным сцеплением с дорогой и останавливается с большим сцеплением с дорогой.
Для повышения проходимости спецтехники применяется блокировка дифференциала (принудительная или автоматическая), т.е с помощью специальных устройств шестерни обоих приводных валов жестко соединяются между собой. При блокировке приводные валы вращаются как единое целое, машина движется без пробуксовки колес.
Приводные валы используются для передачи крутящего момента от дифференциала на ведущие колеса. Ведущие мосты внедорожников и большинства грузовиков сконструированы таким образом, что приводные валы передают только крутящий момент и полностью избавлены от изгибающих усилий. Такие карданные валы называются полностью сбалансированными.
В легковых автомобилях, где нагрузка невелика, приводные валы не только передают крутящий момент, но также воспринимают некоторые изгибающие нагрузки от веса автомобиля, силы тяги и торможения, осевого усилия при повороте автомобиля и т.д.
Колеса передней ведущей оси не только ведущие, но и ведущие, поэтому устройство передней ведущей оси сложнее задней, так как включает в себя дополнительные механизмы, позволяющие передавать крутящий момент на рулевые колеса при движении самолета их вращения меняется при повороте автомобиля.
Эти дополнительные механизмы представляют собой шарниры с одинаковой угловой скоростью, которые, в отличие от традиционных шарниров карданных шарниров, обеспечивают равномерное вращение ведомого вала и вала двигателя с одинаковой угловой скоростью под любым углом между этими валами.
Особенность такого шарнира состоит в том, что при любом угле между валами боковые шарики в пазах вилок шарнира располагаются в плоскости, делящей этот угол пополам. Таким образом, колесо вращается плавно, не меняя скорости вращения при изменении угла его поворота.
Шарнир дискового типа состоит из двух вилок. Каждая вилка содержит выколотку в виде двухстороннего гриба, на круглой ножке которого делается надрез для вставки кулака в вилку. Со стороны разреза в теле кулаков имеются углубления, в которые и входит шайба. Крутящий момент от вилки, соединенной с полуосью, через шарнир и диск передается на второй шарнир, от него - на вилку оси колеса.
При повороте колеса кулак вилки, соединенной с приводным валом, как бы катится по диску, не выходя из связи с ним, и вилка вращается относительно своего кулака, в этом случае вращение от одной вилки к другой передается равномерно. Главная передача, дифференциал, приводные валы, ступицы колес и передней оси, а также шарниры с одинаковой угловой скоростью составляют единый блок, называемый ведущим мостом автомобиля.
Для смазки механизмов заднего моста трансмиссионное масло заливается в его картер до уровня заливной горловины. Масло сливается через отверстие в нижней части картера. Заливные и сливные отверстия закрываются коническими пробками.
Чтобы избежать повышения давления внутри картера при нагревании масла во время работы редуктора и, таким образом, исключить возможное вытеснение масла через сальники и прокладки, на картере или картере оси картера установлен сапун - дыхательный клапан, который сообщает базовая полость с атмосферой.
Добавить комментарий