Ещё проще

Как выглядит водительское удостоверение, и какая информация указывается в правах?

Водительское удостоверение подтверждает право на управление транспортным средством и содержит полную информацию о владельце, кроме разве что адреса регистрации – чем и отличается от паспорта. К слову, права тоже можно использовать как удостоверение личности. Это и понятно, ведь документ нового образца содержит:

  • фотографию и полное имя владельца;
  • дату и место рождения;
  • информацию о присвоенных категориях;
  • номер и срок действия документа;
  • дату выдачи и название организации;
  • подпись владельца и дополнительные данные о нем.

В качестве дополнительной может быть указана информация о прежнем удостоверении, общем стаже вождения, группе крови, а также об ограничениях, распространяющихся на каждую из категорий прав. Все сведения в водительское удостоверение прописываются кириллицей и дублируются латинскими буквами.

Новые водительские права представляют собой двустороннюю пластиковую карточку размером 5,5 х 8,5 см. Одна сторона документа содержит данные о водителе, а другая – сведения о категориях транспортных средств, доступных для управления.

Лицевая сторона прав


  • Сверху указывается название документа и его территориальная принадлежность.
  • Ниже слева предусмотрено место для цветной фотографии размером 3х4 см владельца прав.

Закон запрещает использовать в документах фотографии в головном уборе (исключения допускаются только по религиозным мотивам). А гражданам с плохим зрением нужно фотографироваться в очках с прозрачными стеклами.

  • Изображение дополняется подписью владельца в левом нижнем углу пластиковой карточки.
  • Справа, сразу под наименованием документа, указываются ФИО, дата рождения и регистрационные сведения (серия, номер, название организации и период действия удостоверения).
  • Ниже обозначается домашний регион и перечень разрешенных категорий транспортных средств.

Обратная сторона прав

Одним из главных нововведений является наличие штрих-кода, дублирующего полную информацию о владельце. Он располагается на обратной стороне в левой части водительских прав. Оставшееся пространство отводится под форму с расшифровкой категорий.
Напротив доступных к управлению видов транспорта указывается период действия водительского удостоверения.
Последним пунктом идет дополнительная информация о владельце. При отсутствии особых сведений туда обычно вносят продолжительность общего водительского стажа.

С 1 октября 2020 года в России изменились правила получения водительского удостоверения

Дмитрий Медведев подписал, наверное, один из самых резонансных законов, который касается всех будущих водителей, внеся изменения в правила получения водительских прав для кандидатов в водители. Часть изменений вступила в силу  1 января 2020 года. Основные же действуют с 1 октября 2020 года. 

Изменения для водителей-кандидатов, изъявивших желание получить права снимают ограничение на обучение вождению на автомагистралях. Правда, максимально допустимая скорость автомобиля с учеником за рулем будет ограничена 60 км/час. В том числе с начала года ужесточаются правила получения прав для вождения трамвая, автобуса и троллейбуса: теперь, для того чтобы получить права категорий "D", "Tb", "Tm" или подкатегории "D1", претенденту должно быть не менее 20 лет (18 лет – для лиц, указанных в пункте 4 статьи 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", – при обучении управлению транспортным средством категории "D" или подкатегории "D1"). 

Вот пункт 4 статьи 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", который разъясняет, кто сможет сдавать экзамены в ГИБДД на права категории "D":

4. Лица, проходящие военную службу, после соответствующего профессионального обучения допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категории "D" и подкатегории "D1" по достижении девятнадцатилетнего возраста.

Все категории водительских прав с расшифровкой

 

В зависимости от типа транспортного средства, его массы и технических особенностей, права подразделяются на категории. Для управления многими из них предусмотрено отдельное обучение, а вот подкатегории чаще всего открываются автоматически. Чтобы окончательно разобраться в этом вопросе, рассмотрим особенности каждой категории водительских прав.

Основные категории водительских прав

Основными ограничениями, как и прежде, являются масса (как самого транспортного средства, так и его прицепа), количество пассажирских мест и в некоторых случаях мощность двигателя.

Категория "А". Владелец таких прав может водить мотоцикл с коляской или без общей массой до 400 кг. Сюда относятся трех- и четырехколесные транспортные средства, проходящие ограничения по массе.

Категория "B". Включает легковые автомобили общей массой до 3,5 тонн с количеством пассажирских мест до восьми. Кроме этого, допускается наличие прицепа до 750 кг или более. Последний вариант возможен в случае, если общая масса такого «автопоезда» не превышает установленные законом 3,5 тонны. Категория "В" подходит для всех легковых автомобилей, а также для управления джипами и микроавтобусами при условии соблюдения установленных ограничений.

Категория "BE". Является дополнительной к предыдущей категории и снимает ограничение на массу прицепа. То есть водитель с такими правами может возить прицепы массой более 750 кг автомобилями из категории "В". При этом учитывается и общая масса машины с прицепом – она не должна превышать 3,5 тонны.

Категория "C". Разрешает вождение автомобилей массой более 3,5 тонн, за исключением пассажирских транспортных средств, относящихся к категории "D". Если планируется использовать прицеп, то нужно следить чтобы его максимальный вес не превышал 750 кг.

Категория "CE". Во многом схожа с "BE", только относится к автомобилям категории "С". Также она снимает ограничение на массу прицепа.

Категория "D". Необходима для осуществления пассажирских перевозок в автомобилях и автобусах с количеством мест больше восьми. Сюда относится большая часть общественного транспорта. Что касается массы прицепа, то она по-прежнему должна укладываться в стандартные 750 кг.

Категория "DE". К ней относятся сочлененные автобусы и автотранспорт из категории "D", соединенный с прицепом массой более 750 кг.

Категория "М". Используется для вождения мопедов и легких квадрициклов. Такое право доступно владельцам водительских удостоверений любой категории.

Категории "Tb", "Tm". Дают право на управление троллейбусами и трамваями. Благодаря внесению поправок в закон эти категории стали обособленными. В удостоверениях старого образца подобное право отмечалось в "особых отметках".

Подкатегории водительских прав

Законодатели не ограничились введением новых категорий водительских прав. Сегодня в России действует еще шесть дополнительных подкатегорий, некоторые из них открываются автоматически.

Подкатегория "A1". К этой группе относятся мотоциклы с максимальным объемом двигателя 125 см3 и предельной мощностью 11 кВт. Среди транспортных средств этой категории такие характеристики имеет, например, скутер или квадроцикл. Владельцам прав категории "А" данная подкатегория присваивается автоматически.

Подкатегория "В1". Предназначена для управления трех- и четырехколесным автотранспортом с порожним весом до 550 кг. При этом предельная скорость транспортного средства не должна превышать 50 км/ч, а объем двигателя - 50 см3. Водительское удостоверение с подобной категорией пригодится для вождения трициклов и квадрициклов.

Обратите внимание, что вождение квадрИциклов и квадрОциклов предусматривает наличие водительских прав разных категорий. Для управления квадроциклом должна быть открыта подкатегория "А1".

Подкатегория "С1". Доступна для всех удостоверений с категорией "C". Разрешает управлять автомобилями от 3,5 до 7,5 тонн, исключая пассажирский транспорт категории "D". Допускается наличие автоприцепа до 750 кг.

Подкатегория "C1E". Открывается автоматически при получении прав категории "CE" и позволяет водить тот же автотранспорт подкатегории "C1", но с прицепом более 750 кг. При этом масса прицепа не может превышать аналогичный показатель самого авто без нагрузки, а общий вес автопоезда должен укладываться в 12 тонн.

Подкатегория "D1". Предусматривает управление пассажирским транспортом, имеющим в салоне от 8 до 16 мест без учета кресла водителя. Требования к прицепу стандартные – до 750 кг. Подкатегория "D1" доступна для всех водительских удостоверений категории "D".

Подкатегория "D1E". Разрешает вождение транспорта подкатегории "D1" с автоприцепом от 750 кг при условии, что его вес меньше или равен массе автомобиля без нагрузки. Общий весовой показатель автобуса с прицепом должен находиться в пределах 12 тонн. Кроме того, прицеп не может быть пассажирским – только грузовым.

Изменения в правилах получения водительских прав

Изменения вступили в силу 01 октября 2020 года. 

Как вы, наверное, уже знаете/слышали, органы ГИБДД разработали изменения в правила приема экзаменов для получения водительского удостоверения, которые меняют процедуру приема классификационных экзаменов. Данный законопроект вызвал волну возмущений как среди автолюбителей, так и среди автоюристов и автошкол. Напомним, органы ГИБДД предложили отменить экзамены на площадке для водителей-кандидатов, которые хотят получить права для управления автомобилем. Вместо площадки МВД предложило дополнить экзамен в условиях города обязательными заданиями для проверки первоначальных навыков управления. 

Многие эксперты полагали, что предложение МВД слишком сырое и имеет ряд недостатков. А раз так, то была вероятность, что правительство не одобрит нововведения. Но, как оказалось, все было не так. Правительство подписало все предлагаемые нововведения. Так что уже с октября в ГИБДД перестанут проводить экзамены на площадках (для тех, кто получает права на мотоцикл, – категория А, подкатегория А1 – площадка остается, также как и для тех, кто получает права категории М). 

Для каких категорий прав отменяется площадка в ГИБДД?

Для лиц, которые хотят получить права для управления транспортными средствами соответствующих категорий или подкатегорий, проводятся следующие экзамены:


а) для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами категорий "А", "В", "С", "D", "М", "ВЕ", "СЕ" и "DE" и подкатегорий "А1", "В1", "С1", "D1", "С1Е" и "D1E", за исключением
лиц, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, – теоретический и практический экзамены

б) для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами категорий "Tm" и "Tb", – теоретический экзамен

в) для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий или подкатегорий с любым видом трансмиссии, имеющих право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с автоматической трансмиссией и освоивших программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий или подкатегорий с механической трансмиссией, – практический экзамен, проводимый на транспортном средстве соответствующей категории или подкатегории с механической трансмиссией

г) для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами категории "D", имеющих право на управление транспортными средствами категории "Tb" и освоивших программы профессионального
обучения водителей транспортных средств категории "D", – практический экзамен, проводимый на транспортном средстве категории "D" с автоматической трансмиссией

В какой срок должен быть произведен практический экзамен после сдачи теории?

Согласно новым правилам получения прав, вступившим в силу 1 октября 2020 года, практический экзамен должен быть проведен не позднее 6-месячного срока со дня сдачи теоретического экзамена. В противном случае результаты теоретического экзамена будут аннулированы и кандидату в водители придется пересдавать теорию. 

Например, если кандидат в водители, сдав теоретический экзамен, так и не смог сдать практический экзамен в течение 6 месяцев со дня сдачи теории, ему в течение 30 дней со дня окончания предельного срока сдачи практического экзамена назначается повторная сдача теории. 

В случае если кандидат в водители сдал указанный повторный теоретический экзамен, ему назначается повторный практический экзамен, который проводится в общем порядке согласно основным правилам получения прав. 

Когда должен проводиться повторный теоретический экзамен на права, если кандидат в водители его не сдал с первого раза?

Повторный экзамен по теории проводится не ранее 7 и не позднее 30 календарных дней со дня проведения предыдущего несданного теоретического экзамена. 

Если кандидат не сдал теорию с третьей и последующих попыток, повторный теоретический экзамен проводится не ранее чем через 1 (один) месяц, а также не позднее 3 (трех) месяцев со дня проведения предыдущего несданного теоретического экзамена. 

Новый порядок проведения повторных практических экзаменов в ГИБДД

Для кандидата в водители, который не сдал практический экзамен, повторный экзамен в городе назначается не ранее чем через 7 (семь) и не позднее 60 календарных дней со дня проведения предыдущего несданного практического экзамена.

Для тех, кто не сдал практический экзамен с третьей и последующих попыток, повторный практический экзамен проводится не ранее чем через 1 (один) и не позднее 3 (трех) месяцев со дня проведения предыдущего несданного практического экзамена.

В каких случаях повторный теоретический или практический экзамен может быть проведен позднее сроков, установленных новыми правилам приема экзаменов в ГИБДД?

Правительство своим новым постановлением также предусмотрело возможность сдачи теории и города в более поздние сроки, установленные правилами. Так, если кандидат в водители подаст соответствующее заявление о переносе сроков сдачи экзаменов, органы ГИБДД вправе увеличить предельный срок сдачи повторных экзаменов. Пункт 113 постановления правительства от 20 декабря 2019 г. № 1734

Для получения прав каких категорий и подкатегорий остаются экзамены на площадке?

Для тех, кто хочет получить права категорий "А" и "М" и подкатегорий "А1" и "В1", экзамены по-прежнему будут проводиться на автодромах и закрытых площадках. 

Какие навыки вождения проверяют у кандидатов в водители на право получения прав категорий "А" и "М" и подкатегории "А1"?

У кандидата в водители проверяются навыки управления транспортным средством указанных категорий и подкатегории путем выполнения следующих маневров:

а) передвижение мототранспортного средства задним ходом, без включения двигателя, и установка на место стоянки
б) управление на малой скорости в габаритном коридоре
в) маневрирование на малой скорости
г) скоростное маневрирование
д) торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренное торможение
е) маневрирование в ограниченном пространстве
к) при проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами подкатегории "В1" у кандидата в водители проверяются навыки управления транспортным средством данной подкатегории путем выполнения следующих маневров:
остановка и начало движения на подъеме и на спуске
прямолинейное движение задним ходом
постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов
разворот в ограниченном пространстве с использованием движения задним ходом
постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом
е) торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренное торможение
ж) маневрирование на различных скоростях
з) маневрирование в ограниченном пространстве

Где проводится практический экзамен на права ?

Практический экзамен на право управления транспортными средствами категорий "В", "С", "D", "ВЕ", "СЕ" и "DE"
и подкатегорий "С1", "D1", "С1Е" и "D1E" проводится на маршрутах, отвечающих требованиям к маршрутам, на которых проводятся практические экзамены.

Как разъясняет Приложение Постановления Правительства №1734, маршрут, который используется для проведения практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "В", "С", "D",
"ВЕ", "СЕ" и "DE" и подкатегорий "С1", "D1", "С1Е" и "D1E", должен содержать набор элементов улично-дорожной сети, дорожных знаков и дорожной разметки, а также предусматривать возможность выполнения кандидатом в водители
обязательных действий по заданию экзаменатора с соблюдением Правил дорожного движения. 

Какие навыки управления транспортным средством проверяются у кандидата в водители для получения прав категорий "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E" и "D1E"?

Органы ГИБДД при проведении практического экзамена, в который с 1 октября 2020 года должны входить маневры, ранее проверяемые на площадке, должны проволить следующую проверку навыков вождения:

а) постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов
б) постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом
в) прямолинейное движение задним ходом и парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) (для транспортных средств категорий "С" и "СЕ" и подкатегорий "С1" и "С1Е")
г) разворот транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом
д) остановка и начало движения на подъеме и на спуске
е) проезд регулируемого перекрестка (при его наличии)
ж) проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог (при его наличии)
з) проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог
и) левые и правые повороты
к) разворот на перекрестке и вне перекрестка (для транспортных средств категорий "ВЕ", "СЕ" и "DE" и подкатегорий "С1Е" и "D1E" при наличии возможности осуществления разворота)
л) проезд железнодорожного переезда (при наличии)
м) перестроение на участке дороги, имеющей 2 или более полосы для движения в одном направлении (при наличии)
н) обгон или опережение
о) движение с максимальной разрешенной скоростью
п) проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств
р) торможение и остановка при движении на различных скоростях
с) постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед
т) остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров (для транспортных средств категорий "D" и "DE" и подкатегорий "D1" и "D1E")
у) сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом (для транспортных средств категорий "ВЕ", "СЕ" и "DE" и подкатегорий "С1Е" и "D1E", за исключением сочлененных автобусов)

В каких случаях результаты экзаменов на права подлежат аннулированию?

Также новые правила дополнены рядом пунктов, которые регулируют процедуру аннулирования результатов экзаменов на права. Вот список причин, по которым результаты могут быть аннулированы:

а) если была удовлетворена жалоба кандидата в водители на результат проведения экзамена
б) в случае признания в установленном порядке документов подложными (поддельными) – удостоверение личности, документы автошколы, медсправка и т. д. 
в) в случае получения от компетентного органа иностранного государства
информации об отсутствии сведений о выдаче иностранного водительского удостоверения – в случае обмена иностранного водительского удостоверения
г) в случае если экзамен был проведен с нарушением требований, установленных правилами проведения экзаменов для получения водительских прав.

Как открыть категорию Tm?

Чтобы стать водителем трамвая, необходимо сделать следующее:

В любом медучреждении пройти медицинскую проверку, которая даст заключение о состоянии здоровья претендента на место водителя трамвая;
Записаться в лицензированное учебное заведение и пройти полный курс профессионального обучения;
Отработать навыки практического вождения;
Успешно сдать все экзамены в ГИБДД.

Для обучения на категорию Tm необходимо не только быть физически здоровым человеком, но и соответствовать возрастным требованиям, т.к. к вождению трамвая допускаются лица не младше 21 года.

Прохождение медосмотра

Перед тем, как гражданин будет допущен к программе обучения водителей транспортных средств категории Tm, ему необходимо позаботиться о предоставлении справки из медицинского центра, который располагает штатом необходимых специалистов.

Для того, чтобы составить заключение, необходимо обойти кабинеты следующих врачей:

  • отоларинголога;
  • офтальмолога;
  • психиатра;
  • невролога (здесь нужно направление от терапевта);
  • нарколога;
  • терапевта.
  • В соответствии с новыми требованиями, чтобы дорожное движение было более безопасным, нужно обязательно иметь заключение об отсутствии противопоказаний от двух специалистов — нарколога и психиатра. И еще одно важное замечание: это заключение к вождению трамвая уполномочены выдавать специалисты, работающие только в государственных медицинских учреждениях, расположенных в районе проживания потенциального водителя.

Пакет документов

Перед тем, как водитель будет допущен к обучению на категорию Tm, он должен предоставить в автошколу следующие документы:

внутренний гражданский паспорт;
медицинское заключение о состоянии здоровья, в котором будут отсутствовать противопоказания на обучение управлением трамвая;
фото 3х4 в количестве 3-х штук;
свидетельство о полученном образовании;
если регистрация водителя носит временный характер, то необходимо подтвердить ее документально;
выписку с места постоянной регистрации о том, что на данного гражданина не было наложено административное наказание в форме лишения прав на управление ТС.

Экзамен на Tm

Как только будет пройден курс теоретической и практической подготовки в пределах автошколы, ученика направляют на оттачивание навыков вождения по маршрутам городских транспортных путей.

Предстоит отработка таких важных элементов, как:

  • выезд из депо;
  • остановка;
  • пересечение трамвайных (троллейбусных) путей;
  • переезд через железную дорогу.

Практическая часть профессиональной подготовки становится доступной только тогда, когда водителем будет пройдено 5 экзаменов (заключительный в ГИБДД). С этого момента практическое вождение водителю придется проходить в условиях города. На эту практику отводится от 18 до 26 дней.

Завершающий этап практической подготовки всегда проводится в том автопарке, где водителю предстоит работать. Продолжительность данной подготовки составляет не меньше 205 часов. К ученику приставляется опытный инструктор, который дает рекомендации новичку по прохождению маршрута и находится с ним вместе до тех пор, пока молодой водитель не будет отпущен на маршрут самостоятельно.

Водителем трамвая может стать не только мужчина, но и женщина, достигшая 21 года. Профессия водителя трамвая требует отменного здоровья, т. к. работать приходится и в морозную погоду, а в трамваях довольно холодно в это время года.

Для работы допускаются лица с устойчивой психикой, т.к. на дороге складываются разные ситуации. Работа водителя трамвая построена таким образом, что самый первый рейс начинается очень рано в 4 часа утра. Поэтому, чтобы обеспечить баланс между работой и отдыхом, для водителей разработан посменный график работы.

Также стоит учитывать, что в осенний и весенний периоды очень трудно вести трамвай из-за того, что пути становятся скользкими и грязными.

Перед тем, как выбрать профессию водителя трамвая, нужно оценить все ее плюсы и минусы, а также возможные риски.

Источники:

  • shtrafy-gibdd.ru/articles/novie-kategorii-voditelskih-prav
  • unit-car.com/dokumenty/232-kategorii-prav.html
  • 1gai.ru/baza-znaniy/524111-novye-pravila-poluchenija-voditelskih-prav-s-1-oktjabrja-2020-goda-vse-podrobnosti.html
  • AvtoUdostoverenie.ru/kategorii/kak-otkryt-voditelskie-prava-kategorii-tm.html

Ведь друзья тоже любят интересные статьи!

Добавить комментарий

Вы выделили текст, содержащий ошибки:
Пожалуйста, напишите, как нам необходимо исправить выделенный Вами текст. Затем просто нажмите кнопку "Автор - двоечник".