Вы здесь

Новые реестры транспортных средств и изготовителей номеров с 4 августа 2019

смена номера тс

С 4 августа 2019 года в России вступает в силу новый закон «О регистрации транспортных средств», который внесёт ряд коррективов в порядок учёта автомобилей. Несмотря на то, что он ещё будет дополняться «постановлениями-спутниками», некоторые нововведения нельзя не заметить даже сейчас.

Содержание нового закона уже рассматривалось в одноимённой статье, где было представлено краткое описание всех изменений, поэтому сегодня речь пойдёт только про реестры ТС и специализированных организаций. Это одна из ключевых поправок, поскольку она косвенно затрагивает всех автомобилистов и открывает новые возможности автосалонам.

Новый реестр транспортных средств

Начнём с реестра ТС. В настоящее время на территории РФ существует единая база данных ГИБДД, в которой собраны актуальные сведения о владельцах транспортных средств и самих автомобилях. Полный доступ к ней имеют только сотрудники правоохранительных органов. Остальные граждане и организации также имеют возможность получить информацию о транспортном средстве из базы ГИБДД на официальном сайте ведомства, но сейчас это можно сделать только по VIN или номеру кузова.

проверка авто

Проще говоря, для начала придётся заглянуть под капот нужной машины, и только после этого удастся проверить её по базе. Формально такого порядка достаточно, чтобы обезопасить себя от мошенничества в сделках купли-продажи, но законодатели решили немного изменить порядок предоставления информации.

Вот что на этот счёт отмечено в новом законе, который вступит в силу 4 августа 2019 года:

Статья 9. Государственный реестр транспортных средств

п.1. Государственный реестр транспортных средств - федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о транспортных средствах, совершаемых в отношении их регистрационных действиях, регистрационные данные транспортных средств и иные данные. Форма, порядок ведения государственного реестра транспортных средств и перечень содержащихся в нем сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из представленного выше определения следует, что новый реестр ТС по своей сути будет похож на Росреестр, где пользователь через специальную форму получает информацию об объекте недвижимости.

В пункте 4 этой же статьи отмечено:

п.4 Доступ к сведениям, содержащимся в государственном реестре транспортных средств, выдача выписки из государственного реестра транспортных средств заинтересованным лицам и организациям (за исключением информации ограниченного доступа) осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К сожалению, текст этого уточняющего Постановления Правительства на момент публикации обзора всё ещё находился в стадии разработки и был закрыт для общественного обсуждения, поэтому конкретика о порядке работы реестра отсутствовала. При этом Ирина Волк, официальный представитель МВД, 18 февраля отметила:

«МВД России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О государственном реестре транспортных средств», которым предусмотрено формирование и ведение реестра, установление порядка доступа к сведениям, которые в нем содержатся, а также выдача выписок с данными из реестра заинтересованным лицам и организациям».

паспорт проекта

https://regulation.gov.ru/projects#npa=88472

Как будет работать

Тем не менее, если собрать воедино отклики специалистов из МВД и провести аналогии с похожими федеральными информационными ресурсами, можно предположить, что реестр ТС будет обладать следующими особенностями:

  • его создадут на действующей базе ГИБДД;
  • для него выделят отдельный сайт;
  • при заполнении заявки на получение выписки из реестра пользователю потребуется авторизоваться через Госуслуги (чтобы исключить анонимность);
  • по некоторым автомобилям информация будет закрыта (ведомственным и т.п.);
  • при формировании заявки потребуется указать несколько ключевых характеристик автомобиля/владельца, например, ФИО/марку или номер/марку/цвет.

Отдельно отметим, что сейчас база ГИБДД предоставляет следующую информацию (при условии указания VIN автомобиля):

  • историю регистрации ТС в ГИБДД, т.е. сведения о бывших и настоящем собственниках;
  • данные об участии ТС в авариях (база содержит записи с 2015 года);
  • сведения об угоне (числится авто в розыске или нет);
  • также через ГИБДД можно узнать о наличии ограничений на регистрационные действия с конкретным ТС.

Очевидно, что все эти возможности останутся и в новом реестре, но, повторим, Постановление Правительства, которое уточнит порядок работы этого ресурса, ещё разрабатывается. В любом случае ближе к вступлению закона в силу оно точно будет представлено широкой публике, и тогда уже можно будет обсуждать нововведения предметно. Пока это просто предположения.

Реестр специализированных организаций

Новый закон предусматривает возможность регистрации автомобиля не только через ГИБДД, но и в специализированных организациях. Данная норма содержится в 7 статье.

Статья 7. Субъекты, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств

п.1 Государственную регистрацию транспортных средств осуществляют регистрационные подразделения регистрирующего органа (далее - регистрационные подразделения) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

п.2 Регистрационные подразделения осуществляют государственную регистрацию транспортных средств как самостоятельно, так и во взаимодействии со специализированными организациями, участвующими в государственной регистрации транспортных средств (далее - специализированные организации).

В предыдущем обзоре уже разбиралось понятие специализированной организации в контексте этого закона, но лучше ещё раз приведём прямую цитату:

Статья 21. Требования к специализированным организациям

п.1 Специализированной организацией может быть:

1) зарегистрированные в Российской Федерации юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, уполномоченные на основании договора изготовителем или представителем иностранного изготовителя в Российской Федерации на реализацию изготовленных ими транспортных средств;

2) изготовитель транспортных средств.

Проще говоря, это официальные дилеры и производители ТС. Перекупщики к их числу не относятся и поэтому не могут взять на себя функции регистратора автомобилей. Все эти специализированные организации будут включены в единый реестр. Данная норма закреплена в пункте 4 ст.21:

п.4 Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель приобретает право на осуществление полномочий, указанных в части 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, с момента включения в реестр специализированных организаций, что оформляется выпиской из указанного реестра.

Следовательно, если организация утверждает, что имеет право регистрировать автомобили, для проверки этой информации клиенту будет достаточно просто заглянуть в открытый реестр и выполнить поиск по её реквизитам. Такой подход позволит избежать мошенничества.

Важная деталь – мошенники могут попробовать обмануть потенциальную жертву, отметив, что их компанию просто ещё не успели внести в реестр, мол, федеральные базы обновляются очень медленно. На самом деле специализированные организации будут начинать работу только после фиксации в базе. Что касается конкретной формы и механизма этого реестра, то он, скорее всего, будет похож на действующий реестр операторов ТО.

Реестр изготовителей знаков ТС

Кроме этого, после вступления нового закона в силу владельцы ТС будут получать регистрационные знаки (не сам номер, а именно металлические таблички с номером) не через ГИБДД, а в специальных организациях-изготовителях. Все они также будут находиться в отдельном реестре.

Чтобы стать изготовителем номерных знаков, юридические лица и ИП должны соответствовать следующим критериям (они перечислены в 23 статье закона):

  • иметь в распоряжении производственное здание (собственное или арендованное);
  • располагать соответствующим оборудованием, которое позволит изготовить знак по государственным стандартам;
  • изготовитель должен обеспечить сохранность знаков на своих складах, что логично, учитывая их особый юридический статус;
  • нужно иметь программное обеспечение, позволяющее корректно вести учёт знаков и отношений с заказчиками;
  • отдельным пунктом законодатель обращает внимание на необходимость соблюдения стандартов (ГОСТ) и законодательства.

Как и в случае с реестром специализированных организаций, изготовитель знаков приступает к работе только после зачисления в единую базу данных, т.е. все подобные легальные организации будут «пробиваться» на соответствующем сайте без задержек. Данная мера предусмотрена для защиты от мошенников.

Как новые правила повлияют на граждан РФ и бизнес

Несмотря на то, что новый закон выглядит масштабно, он ничего принципиально не меняет, по крайней мере, в худшую сторону. Если рассматривать перемены с позиции простых граждан, можно отметить следующее нюансы:

  • дополнительных обязанностей у физлиц не возникнет, поскольку данные о ТС, как и раньше, будут поступать в единую базу автоматически;
  • немного упростится порядок регистрации новых авто;
  • перед покупкой станет легче проверять подержанные автомобили.

Юридические лица также получат определённую выгоду, в частности, статус специализированной организации усилит позиции официальных дилеров, т.е. они смогут использовать свои новые возможности регистратора в качестве маркетингового хода. Отдельно отметим, что законодатель пока не принуждает автосалоны и заводы в обязательном порядке присоединяться к этой системе. В будущем подход ещё может быть пересмотрен, но к дате вступления закона в силу такого требования озвучено не было.

Добавить комментарий

Вы выделили текст, содержащий ошибки:
Пожалуйста, напишите, как нам необходимо исправить выделенный Вами текст. Затем просто нажмите кнопку "Автор - двоечник".
Вы выделили текст, содержащий ошибки:
Пожалуйста, напишите, как нам необходимо исправить выделенный Вами текст. Затем просто нажмите кнопку "Автор - двоечник".